Пещера Арка-юрт

Арка-юртВо время летнего сплава по Зилиму мы посетили пещеру Арка-юрт. Находится она до поворота реки к пещере Победа. Мы остановились на противоположном берегу и желающие посетить Арка-юрт залезли на отдельный катамаран, переплыли на противоположный берег.

Здесь мы сразу же нашли хорошо протоптанную тропу. Эта дорога идет через лес все время вверх, к поляне Арка-юрт. Подниматься мешало огромное количество комаров и полутороместная лодка, которую несли по очереди.

Лодку взяли, так как знали, что внутри пещеры Арка-юрт находится подземное озеро. Поднялись к заросшей поляне и начали по координатам искать вход в пещеру. Оказалось не так просто, как казалось в начале, сказывалась погрешность навигатора. Да и в лесу рядом с поляной очень много похожих воронок, следов весенних ручьев. Поэтому, пришлось каждое место проверять отдельно, пролезая через бурелом.

Пока так гуляли по лесу, в одной из воронок я нашел небольшую пещерку, снизу она сильно завалена свежей землей, возможно, она образовалась недавно. Как вариант, это еще один вход в пещеру Арка-юрт. В этой пещере я нашел кости какого-то животного, посмотрел их, пофотографировал и положил обратно.

Пещера

Кости в пещере

Вскоре Слава нашел и саму пещеру Арка-юрт. Вход в неё действительно лежит внизу воронки.

Арка-юрт

Сразу после входа пещера делится на два хода, один идет чуть правее и выше, второй уходит вниз.

Для начала слазил наверх, здесь идет низкий лаз, по которому явно весной течет вода. Я прошел до каменной глыбы, под которой никак не пролезешь, оказалось, что надо боком пролезть её справа. Дальше лаз все время сужается, чаще попадается принесенный сверху песок. В конце концов лаз становится непроходимым.

После верхнего лаза пошли смотреть нижний лаз, я шел последний с лодкой. Вскоре люди начали возвращаться со словами, что там тупик и дальше пролезть невозможно.

Арка-юрт

Один лишь Слава сказал, что дальше можно лезть и он пойдет туда, если кто-то пойдет с ним. Пошли я и Вова.

По узкому коридору пещеры Арка-юрт добрались до шкуродера, около него оставили лодку и полезли в него. Чтобы пролезть этот шкуродер, надо было изгибаться в разные сторону, самое главное, когда застреваешь – не паниковать и аккуратно лезть дальше. Меня из шкуродера вынул Слава.

Посидели, отдохнули в небольшом зале сразу за шкуродером и пошли дальше через меандр. Через него можно идти только стоя боком, пару раз приходилось ложиться на бок и пролазить через узкие места по лужам.

Таким образом, мы выбрались к колодцу, о котором не знали. Рядом зацеплена веревка, но спускаться не рискнули. Решили оставить посещение пещеры Арка-юрт на следующий раз, тогда мы придем со снаряжением.

Арка-юрт

Снизу колодца была заметна вода и большой зал, видимо там и находится подземное озеро.

Обратно прошли гораздо быстрее, те, кто нас ждали, разожгли костер около входа в Арка-юрт, чтобы дымом отогнать комаров, да и начали замерзать, так как мы ходили по пещере довольно долго.

Мы передохнули у костра, спустились к реке и продолжили сплав.

2 комментария

1. Спасибо. Не знал, что там (возле поляны) есть пещера.