Джип-фест Куперля 2017

ТЛК80 и ЧирокиПосле возвращения из автопохода по Казахстану у нас в планах было посетить водопад Куперля. Регина озвучивала наши планы в джипперском чате, ну и после нашего приезда в Уфу оказалось, что часть ребят уже собрались ехать на этот водопад. Пообщался с ними, оказалось, что каким-то образом организатором покатушки считаюсь я. В целом нормально, не привыкать, а учитывая, что много опытных людей едут не в первый раз на Куперлю, получилось даже в удовольствие.

От меня требовалось собрать деньги и получить пропуска в национальный парк «Башкирия», а дальше просто координировать действия людей. Как всегда изначально собралось больше 20 экипажей, в итоге поехало 14 машин, тоже немало. А учитывая, что должна была быть гитара, назвали мероприятие Джип-фест Куперля 2017. Регина заказала наклейки на машины, получилось замечательно.

Многие из собравшихся не знали друг друга, я до встречи знал около половины участников. Давно так не катался.

Решили ехать в пятницу после работы и в ночь через Нугуш добраться до Привольной поляны. Но часть машин стартанула раньше. На Патроле Макс Тимченко и Кукин, и Глеб с Пашей на Ниве.

Собирались, как всегда, на остановке около кафе за развязкой на аэропорт. Старт назначен на 20-00. Наша машина ТЛК80 подъехала в 19-00, в составе меня, жены Регины, сына Аскара и Сани фотографа.

Вскоре приехал Рустам с дочкой Инной на УАЗ Хантер и практически сразу поехал в Нугуш, чтобы не задерживать колонну. После него подъехал Леха с двумя штурманами Павлом и Динаром на Чироки, они тоже сразу поехали на Нугуш.

УАЗ Хантер

К 20-00 машины собрались: Рустик с Колей и Алексом на Паджеро 2, Серега с Максом на Кайроне, Шамиль с Салаватом, Самантой и Алсу на Эскудо, Саня с Рашитом, Ольгой и Альбиной на ТЛК80, Серега с Виталием взяли каждый по сыну (Василий и Максим) на Ниве, Артур с Ильдаром на Ниве.

Перед стартом

Пока собирались, резали и клеили наклейки, как собрались в составе 7 машин поехали в Нугуш. Ехали не торопясь 80-90 км в час, все таки машины разные. Потихоньку нас догоняли Хаос со Стасом, Ксюшей и Димой на Патроле и Аркадий с Артуром и Ренатом на Ниве.

Режут наклейки

Уже в районе Стерлитамака мне позвонил Женя и сказал, что Макс Борода забрал наши пропуска и заезжать в офис нацпарка не надо. Они на Прадике 78 (Женя, Алена, Борода) уже едут в сторону Привольной поляны. Потихоньку до неё добрались и отзвонились Кукин, Глеб, Леша, Женя. То есть четыре машины добрались и сообщили, что дорога была не скучная.

На трассе

В Мелеузе заправились, проехали Нугуш, плотину, добрались до турбаз. Здесь встретились с Рустамом и Инной, у них случилось беда. Из под торпеды УАЗа пошел дым, как оказалось, накрылся моторчик дворников. Пока ждали Хаоса и Аркашу, проверяли машины и знакомились. Саня поменял предохранители на ТЛК80, вроде от прикуривателя.

На заправке

Часть группы отправилась пораньше, чтобы не создавать в лесу пробку. В первой группе поехали Хантер, Кайрон, две Нивы, Эскудо, ТЛК80.

Вторая группа в которой были мы на ТЛК80 выехала после того, как доехал Патрол Хаоса и Нива Аркаши. С нами в группе были еще Паджеро 2.

Выехали мы в темноте, так же, как и первая группа. Проскочили турбазы и ушли налево, в лес. Дальше неплохая дорога быстро превратилась в глубокую земляную колею. Все спустили колеса. У Нивы обнаружилась проблема – не держит обороты.

Чиним Ниву

Спускаем колеса

Наш ТЛК80 на почти лысом геолендере мт не мог выбраться сам из колеи, Патрол на 36 крокодилах выпрыгивал замечательно, хотя и по колее он хорошо шел.

Вытащили ТЛК лебедкой, я развернулся и вытащил из колеи Ниву. Паджеро вытащил себя лебедкой сам.

Разматываем лебедку

Тащим Ниву

Паджеро2 лебедится

Дальше ехали в основном через лес между деревьями, красота для нив и мучение для больших машин. Я сложил зеркала, так и ехал периодически цепляя деревья порогами.

Через лес

По пути встретили группу из квадрика и нив, достали засевшую Ниву лебедкой и отправились дальше.

Вытягиваем Ниву

К часам двум ночи выехали на Привольную поляну, где уже ребята разбили лагерь. Точнее несколько близкорасположенных лагерей. И потом всю ночь ходили друг к другу в гости.

Я перекусил и завалился спать, а народ гулял до рассвета, все таки джип-фест ведь.

Утром Тимченко и Кукин хотели выехать на Куперлю по раньше, но ждали Бороду. В итоге первая группа выехала большим составом: Патрол (Тимченко), Чироки (Леха), Прадо78 (Женя), Кайрон (Серега), три Нивы(Глеб, Артур, Сергей), Хантер (Рустам), Паджеро (Рустик), Патрол (Хаос).

Лагерь на Привольной поляне

В лагере

Мы остались ждать, когда соберется Аркаша и команда. В итоге выехали через полчаса, в составе: ТЛК80 (я), Эскудо (Шамиль), ТЛК80 (Саня), Нива (Аркаша).

Перед нами еще на Куперлю выехала группа, в составе которой была Нива, которую вытаскивали ночью в лесу.

Как ехала первая группа мне сложно сказать, по их рассказам, все было сухо и легко. Глядя на фото их пути складывается такое же мнение.

Нам же досталась уже порядком разбитая дорога после такого количества людей.

С Привольной поляны въехали в лес и началась глубокая колея, жирная грязь, местами объезжали по лесу, местами просто проскакивали на скорости. Поразил Эскудо, легкая машина, мощный движок и зубастая резина, ну и наверное, мастерство Шамиля и получалось так, что его машина практически не застревала. Единственное – периодически отключался полный привод и Эскудо шел только на задке.

Эскудо

Добрались до съезда и перед нами стояла группа (не наша), которая стартовала чуть раньше нас. В рацию были голоса нашей первой группы.

Нам пришлось ждать пока Патриот выдернет Ниву и они все проедут через засадный участок. Проехали все на скорости, с криками поддержки «Давай, тряпка». Ребята эти назвали себя “Непросыхающие”, и даже флаг имелся.

Нива

Следом поехал я, тоже проскочил на скорости, Эскудо проехал аккуратно внатяг, ТЛК80 Сани на симаксах проехал легко. А вот Нива в конце села и Эскудо ее выдернул.

Эскудо тащит Ниву

Дальше небольшой легкий брод через реку Секашла. Снова засада из взрытой мокрой земли, после который небольшой пригорок и поворот. Здесь вроде все прошли на скорости.

По пути к водопаду Куперля

И вскоре мы добрались до брода через реку Урюк. Из-за непрекращающихся дождей вода поднялась и течение было довольно сильное. Перед нами проехала снова та же группа из двух Нив, Патриота и квадрика. По тому как они проехали, стало понятно, как проезжать нам.

В этом месте нас обогнал УАЗ 469. В машине был один водитель, как потом оказалось, не совсем в меняемом состоянии. Он на скорости проехал реку и и с нескольких попыток забрался по скользкому склону на берег. Что было дальше мы не видели, но судя по всему, он дальше пошел на скорости наверх.

УАЗ469

Мы по очереди пересекли брод через Урюк и встали на небольшом островке, ожидая, когда освободится место на другом берегу.

Нива брод Урюк

Там все еще не могли подняться Нивы и Патриот, наша первая группа уже забралась. Пока ждали, Шамиль поменял хаб и Эскудо стал полноприводным.

Замена хаба

Тут к нам из экипажа Хаоса пришел Стас. За ним через протоку съездил Аркаша на Ниве. Оказалось, что Хаос ждет нас, а нас впереди ожидает крутой подъем.

Патрол

И вот мы переехали протоку и стоим перед подъемом.

Эскудо выезжает из Урюка

Подъем действительно крутой и скользкий из-за дождя, который шел уже какое-то время. Было два пути прохождения это подъема, первый левее, правым колесом по колее. Но был риск уйти влево в канаву. Второй вариант – ехать по глубокой колее, скорей всего, на лебедке.

Я попробовал первый вариант несколько раз и почти свалился влево в канаву. Поэтому решил поехать по колее, сел я достаточно быстро. Так как резина не гребла, в итоге забрался наверх на лебедке. И мне, и всем остальным помогал на этом подъеме в первую очередь штурман Эскудо Салават.

ТЛК80 перед подъемом

Салават тянет трос

За мной пошел Эскудо, все получилось точно также, только из-за отсутствия лебедки его затащил на нескольких сцепленных тросах Хаос на Патроле.

Эскудо на тросе

Патрол

Следом пошла Нива и она слетела в канаву слева и застряла. Вперед дергать бестолку, решили вытащить крузаком Сани назад.

Потащили, но Нива засела крепко и крузак начал подтягиваться к ней, а не наоборот.
Уперли крузак в дерево и потащили лебедкой, и тут Нива порвалась: кузов, тяга панара, крепление амортизатора. Весело, конечно, учитывая, что именно этого опасался Глеб, но случилось у Аркаши.

ТЛК80 тянет Ниву

Поломали Ниву

Решили тащить наверх. ТЛК80 Сани на лебедке, по этому склону и симаксы уже не гребли, поднялся наверх.

ТЛК80

Крузак уперли в дерево, спустили трос лебедки вниз, его сильно не хватало до Нивы. Вот тут то и пригодился удлинитель троса лебедки от Такелаж+. 35 метров оказалось многовато, это в степи или пустыни в самый раз, я тут мы его просто сложили вдвое и зацепили за обе проушины нивы, а по центру через блок зацепили трос лебедки. Не совсем правильно, зато рабочая схема. Нива из канавы выбралась и начала подниматься наверх. Несколько раз перецепляли блок к разным деревьям. В итоге Нива наверху и едет. Предлагаю, оставить Ниву здесь. Аркаша настроен по боевому, говорит будет ехать до конца.

Удлинитель троса +35м Такелаж+

Блок

ТЛК80 тянет Ниву

Саня разворачивает ТЛК80 и садится в непонятном месте, вроде все норм, а оказалось топко. Хаос на Патроле съездил и выдернул его.

Патрол тащит ТЛК80

Симакс замылился

На подъем на этот склон всех машин и в первую очередь Нивы потратили 4,5 часа! Судя по фото первой группы, у них он был сухой и практически без колеи, все забрались без проблем. Но большое количество машин перед нами и дождь, и самое главное, УАЗ 469 убили всю дорогу.

Кстати, пока вытаскивали Ниву к нам подъехал УАЗ469 из него вышло сильно пьяное тело, которое еле стояло на ногах и если бы не уперлось в машину, упало. Кое-как водитель дополз до УАЗа и поехал обратно. Кроме него, при подъеме Нивы нас обогнали велосипедисты, которые тащили велосипеды на себе.

Велосепидисты едут на Куперлю На поляне

После подъема все машины собрались на поляне, от нее дорога вновь уходила в лес. Хаос проскочил по колее, остальные решили проскочить через лес. С 10 попытки у меня получилось проехать через колею и я поехал по узкой лесной дороге.

ТЛК80

Но выехать с нее на основную дорогу не смог, ТЛК стащил на дерево, уперся крылом и дверью, поэтому выйти не мог. Собрались ребята завели бензопилу и спилили дерево.

ТЛК80 уперся в дерево

Пошел смотреть, как будут проезжать другие. Чтобы проехал Эскудо, отвешивали его несколько человек, в итоге, запрыгнув в колею, повредили дверь. Остальные вроде проехали без поломок.

Эскудо

Дальше мы выехали на дорогу и по затяжному крутому подъему с камнями на скорости выскочили наверх, где уже ждал Хаос. После этого подъема пошли непрерывно лесные дороги, где то с глубокой колеей, но со множеством объездом. Вскоре мы встретились с первой нашей группой. Они уже возвращались с водопада. Рассказывали, что дальше еще сложнее и вообще кругом засада. Тимченко на Патроле тащил Хантер Рустама. Так как он уже не заводился. Чироки оставили где-то по пути, так как лопнул радиатор и никто не хотел его тащить. Я предложил Лехе потащить, он сказал не надо, отдыхайте, все в порядке. И вот это отдыхайте зацепило, тут еще Регина и Коля штурман Паджеро, говорят нельзя бросать машины и людей. Сам понимаю, что нельзя, берем на борт Колю и Леху и едем до Чироки.

Джип-фест Куперля 2017ТЛК80 рядом Коля и Леха Джип-фест Куперля 2017

Там, где мы встретились с первой группой, тоже место засадное, спуск – грязь – подъем. Леха показал дорогу, проехали без проблем. Дальше через лес он везде показывал дорогу. Только один раз мы не поняли друг друга и я свернул в глубокую лужу, там и сел. Вылезли на лебедке.

Где-то здесь села Нива, решили ехать одной машиной ТЛК80 до Чироки, остальные догонят.

Ехали между деревьями, дорога в целом стала лучше, когда добрались до Чироки, еще было светло. Решили все таки съездить на водопад, чтобы все его увидели и потом обратно к машине, хоть ночью, но тащить до Нугуша.

Вскоре выехали из леса на поляну, шли просто по колее, местами глубокой, добрались до речки-ручья Куперля, которая чуть позже и образует водопад.

Речка Куперля

Есть несколько мест, где можно проскочить, все достаточно глубокие. Поэтому решили пойти по самому дальнему, там хоть есть деревья, чтобы лебедиться. Проехали мимо стоянки Патриота, Нив и квадрика. Они сожгли лебедки, говорят не суйтесь туда утопите машины. Не послушал и поехали.

Съехал в Куперлю и сразу же сел, место оказалось глубоким. На лебедке начали вытягивать машину.

ТЛК80 на лебедке

Тут Леха и Коля поработали на славу. В один момент, когда уже перед был на земле, а зад еще в ручье, лебедка перестала крутить. Оказалось, трос намотался на одну сторону, перемотали и вытащили машину.

ТЛК80

Выехали на поляну с отличной дорогой и добрались до границы национального парка Башкирия. Здесь оставили машину и пошли пешком до водопада. Идти недалеко.

Вход в нацпарка Башкирия

Погуляли и полазили около Куперли, воды все еще много и красиво.

Река Нугуш Водопад Куперля

Саня случайно выронил экшн-камеру, когда пытался забраться повыше. И она упала в водопад, все это заметил Коля. Потом искали ее, но не нашли. Очень обидно и из-за камеры, и из-за материалов, снятой на ней.

Водопад Куперля

Сын искупался в водопаде.

Сын под водопадом

После этого пошли обратно к машине, нам еще предстоял путь обратно к Чироки и в Нугуш.

Доехали до Куперли, а здесь уже Хаос вытаскивает Ниву из брода.

Патрол вытаскивает Ниву

Собрались все вместе и объяснили мне, что я дурак и не фиг ездить ночью, поедем завтра все вместе и дотащим и Чироки и сами доедем. А так две машины разложенные сложнее тащить. Логика в этом была, хотя у меня были и силы, и желание ехать дальше.

На ночевку остановились у беседки рядом с ручьем Куперля. Готовка пищи, долгие разговоры, обсуждение кучи тем, обмен впечатлениями, в общем все, как всегда в таких ситуациях.

Стоянка

Беседка

Утром встали пораньше, Регина приготовила покушать. Быстро поели, тут уже экипажи других машин тоже проснулись. ТЛК80 поехал первый, остальные начали собираться и им еще надо было сходить на водопад Куперля.

Брод через речку проехали, Стас и Хаос помогли.

ТЛК80 брод через Куперлю

Дальше довольно быстро добрались до Чироки.

Чироки

За руль сел Леха, к нему посадили Саню. Все равно камеры уже нет, а фотоаппарат сел, так что из фотографа он стал штурманом.

Потихоньку потащили, там где ТЛК не вытягивал, Леха заводил Чироки, быстро проскакивал препятствие сам и глушил машину. Тащить его было одно удовольствие, он помогал чем мог.

ТЛК80 тащит Чироки ТЛК80 тащит Чироки Дорога на Куперлю

Добрались до места, где мы разъехались с первой группой. ТЛК80 забрался на лебедке, причем один раз порвали кевларовый трос. Не проблема, Коля и Леха завязали петлю. И вот машина наверху. Чироки с разгона выскочил через лес. Красивое зрелище, он еще несколько раз нас удивлял возможностями своего джипа.

Чироки

Самое сложное для меня было выбрать траекторию пути вместо с Чироки на тросе. Так как, если с первого раза не получалось выскочить из колеи или засадного места, трос уже не давал второго шанса. И Лехе опять приходилось заводить машину и помогать мне, а это точно не шло на пользу его движку.

ТЛК80 тащит Чироки

Одно место запомнилось, еще по пути на Куперлю, но на обратном пути особенно. Это глубокая воронка прям рядом с дорогой. На Куперлю аккуратно объехали ее, а вот обратно меня начало стаскивать в неё. Выскочил Коля и помог, аккуратно не тормозя проехать это место. Чироки здесь на скорости проскочил, прыгая в разные стороны.

ТЛК80

Вскоре добрались до продолжительного каменистого спуска. Отцепили машины и на тормозах спустились вниз. К скользкому склону.

Я нормально проехал по колее. А вот чироки не хватило клиренса и он сел. Вниз его тащили лебедкой. Я развернулся через лес, думал подтащить его вниз, но он уже сорвался с колеи и выехал.

ТЛК80

Дальше подтащили джип лебедкой ТЛК и поехали через брод реки Урюк.

Коля тащит лебедку к Чироки

ТЛК брод УрюкЧироки брод Урюк

На другом берегу стали ждать нашу группу с Куперли. Ждали около часа, успели приготовить покушать и поесть. Вскоре подъехали остальные машины, посидели попили чай.

Патрол брод Урюк

ТЛК80 и Патрол

Начался в очередной раз дождик, быстро собрались и поехали дальше. Тут уже все знакомые места, нормально проскакивали.

Но был один момент, когда почти перевернули Чироки. ТЛК спокойно тащил джип, но его стащило вправо в канаву и он повис. Хорошо, что Коля крикнул и я остановился, а то бы точно положили машину.

ЧирокиЧироки

Чироки

Чироки вернули на колеса лебедкой Патрола, но прежде все пофоткались с ним в таком положении. Снова на колесах поехали дальше.

На одной из полянок я сел. Отцепили Чироки и Хаос выдернул меня. Потом решил дернуть Чироки, но сел сам. Причем сел капитально, я такое с ним помню впервые. Прицепили динамическую стропу Secure Pro Такелаж+ 9 тонн, дернул его с разгона. Но Патрол остался на месте, а вот передний мост у крузака поднялся в воздух. Сам этого, конечно, не видел, это все рассказал Леха, наблюдавший со стороны.

Патрол сел

Колесо замылилось

Патрол вытащили лебедкой, Чироки не помню как, вроде ТЛК его вытащил.

Дальше все засады проезжали, в одном из мест Хаос отрыл снег.

Снег и Патрол

НиваТЛК80ТЛК80 и Чироки

Самое сложное место, которое я не помнил, это скользкий затяжной подъем. Я держал обороты 5-6 тысяч, как только они опускались ниже машина не ехала. Леха помогал, как мог. Но в один из моментов, перестал, так как двигатель перегрелся опять. Через некоторое время перегрелся и я. Встали и стали ждать, пока он остынет. Подъехал Патрол Хаос, подцепил тлк и чироки и таким паровозиком пошли наверх. Температура медленно ползла наверх, как у Патрола не знаю. Но в итоге мы забрались.

Долгий подъем

И тут нам на встречу едет Патрол Тимченко и Кукина. Оказывается они дотащили Хантер до Привольной поляны и потом вывезли из леса. Потом его сколько могла тащила Нива Артура, чуть позже приехала помощь из Уфы и УАЗ на тросе поехал домой. Кукин с Тимченко после того, как оставили Хантер на попечении Нивы вернулись за нами. Вот кто точно не бросает никого.

Патрол вернулся

Перецепили Чироки к ним, дождались, когда проедет шишига. И поехали на Привольную поляну. Засадные места еще были, но прошли их с первого раза без лебедок.

Грязь

Уже у Привольной поляны встретили Ниву Глеба, который тоже поехал выручать нас. У Нивы заклинило задний мост и они со штурманом Чироки возились с машиной.

Патрол тащит Чироки Почти на Привольной поляне

Подцепили Ниву к ТЛК и доехали до лагеря.

Нива на тросе

Большинство уже разъехались, остались только экипажи Эскудо, Нивы Аркаши. Девушки начали готовить кушить, мужики ремонтировать машины и собираться.

Поели и собрались, когда уже стемнело. Тронулись в Нугуш. Патрол тащил Чироки, ТЛК тащил Ниву. Причем Глеб периодически старался помочь, хотя ему все говорили не рвать, так как у него остался только передний привод.

Уже на выезде с Привольной поляны, в ТЛК80 что-то застучало. Открыл капот, оказалось лопнул один из ремней генератор. Скорее он даже не лопнул, а он просто стерся.

Чиним ТЛК80

Порванный ремень

Пару раз я засел и вылез на лебедке, потом решил не ехать по колее, а лучше опять между деревьями.

ТЛК80 лебедится

Почти выехали

Так аккуратно и выехали к турбазам. Здесь уже почти стемнело, все начали отмывать стекла, фары, качать колеса и т.п.

На асфальте

У Эскудо били тормоза и раздавался скрежет, решили, что это ступичный и он аккуратно поехал до Нугуша.

Чироки уже привезли радиатор на замену и Патрол потащил его тоже в Нугуш.

Остались, ТЛК80 (мой), Патрол (Хаоса), Нивы (Аркаши и Глеба), когда все собрались поехали и мы.

В Нугуше уже шла замена радиатора на Чироки. Другой Чироки, который привез запчасть, согласился забрать экипаж Эскудо. Спасибо ему! Сам сузуки оставили в Нугуше.

Замена радиатора

Появились новости от первой группы, почти все едут или доехали до Уфы. Хантер на тросе. А одна из Нив не доехала 30 км до Уфы, у нее тоже заклинил задний мост.
В Уфу выдвинулись тремя машинами: два Патрола и ТЛК. По пути возникла проблема с Патролом Тимченко, он не мог держать обороты выше 800. Прицепили его ко мне и какое-то расстояние мы так и ехали. Пока обороты не пришли в норму.

Ремонт Патрола

Пока мы так ехали, нас обогнали оба Чироки и с экипажем Эскудо, и с помененным радиатором. Уже хорошо, значит в Нугуше осталась только одна машина.

В Уфу приехали рано утром, развезли ребят по домам, заскочили в гараж, чтобы освободить багажник. И вернулись домой спать.

Из неописанных поломок на ТЛК80 Сани повредили заднюю дверь, на моем ТЛК80 разбили оба задних фонаря, остальные проблемы распишу в отдельном посте. Шамиль про проблему Эскудо уже описал.

На этом закончился Джип-фест Куперля 2017. Но будет обязательно продолжение!