Дивногорье

Церковь Сицилийской иконы Божией МатериОдним из основных достопримечательностей нашего зимнего путешествия по Воронежской области было Дивногорье. С администрацией этого музея-заповедника мы пообщались еще находясь в Уфе, чтобы уточнить, будут ли они работать в Новогодние праздники. Нам все подробно рассказали и пригласили.

Из Бутурлиновки до хутора Дивногорье мы добрались за три часа. Доехали до входа в музей-заповедник, путь нам преграждал шлагбаум и будка с охранником. Уже с этого места мы увидели то, что представляет одну из достопримечательностей Дивногорья – меловые останцы Дивы. Правда те останцы, что увидели мы, были совсем небольшие и находились на крутом склоне холма.

Меловые останцы

Кстати, в Дивногорье по факту нет гор, здесь есть возвышенность, которая сильно выделяется на фоне плато, по которому протекает река Тихая Сосна.

Дивногорье

Небольшие меловые останцы – это замечательно, но нас этим не удивишь, до них мы уже видели другие останцы – на плато Маньпупунер и Инзерские зубчатки. Поэтому, хотелось посмотреть главную достопримечательность Дивногорья – Церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Она находится в выдолбленном меловом останце.

Чтобы увидеть церковь и многое другое, нам надо было пройти за шлагбаум. Но охранник сказал, что музей закрыт и надо подняться к гостинице. Там находится администрация и экскурсоводы, вот с ними и надо решить вопрос с экскурсией.

Дивногорье гостиница

Доехали до гостиницы и обо всем договорились, подождали минут 20 и вернулись снова к шлагбауму.

Дивногорье

Вскоре нас догнал экскурсовод Равиль Мишкин и администратор Макаренко Яна. Яна открывала помещения, закрытые с Нового года, а Равиль общался с нами, рассказывая некоторые подробности про Дивногорье. Кстати, в это время приехали еще люди, которые решили прогуляться по территории музея-заповедника сами. Мы вскоре убедились, что взяли экскурсию не зря.

И вот нам продали билеты и экскурсия началась. Её начало недалеко от железнодорожной станции 143 км, у стенда с картой-схемой всего музея-заповедника Дивногорье. От этого места уходит достаточно круто вверх металлическая лестница. Зимой она слегка обледенелая и занесена снегом.

Мишкин Равиль

Экскурсовод начал рассказывать историю музея и мы ближе подходили к пещерной церкви. Забравшись на смотровую площадку, мы оказались у её входа. Пока Равиль доставал ключи и открывал обледенелые замки, мы посмотрели на плато и на русло реки Тихая Сосна. Дон отсюда был плохо виден, так как обледенел и был занесен снегом.

Меловой останец

Русло реки Тихая Сосна

Река Дон

Церковь Сицилийской иконы Божией Матери двухэтажная, с большим каменным массивом естественного происхождения вместо купола. Вход сделан прям в скале, а над ним небольшое окошко. Еще выше есть проем, в котором установлена икона. Слева от двери – меловая скала, справа заметна кладка меловых блоков.

Церковь Сицилийской иконы Божией Матери

Сицилийская икона Божией Матери

И вот мы зашли внутрь, первое, что ощущается, это более теплый влажный воздух, как и в большинстве естественных пещер. Из-за влажности сразу же запотела оптика фотоаппарата.

Белые стены, коридоры с арочными сводами. На потолке зеленеет плесень, как рассказал экскурсовод, её стараются вывести, но окончательно это сделать невозможно.

Пещерная церковь

Мы прошли в среднюю часть храма и остановились у еще одной иконы, которая находится за стеклом, на котором блестят капли влаги. Здесь Мишкин Равиль рассказал долгую, но очень интересную историю Церкви Сицилийской иконы Божией Матери. Всю ее приводить не буду, лучше приехать и послушать на месте, но основные моменты упомяну.

Сицилийская икона Божией Матери

Эту церковь выдолбили монахи. Их было немного и процесс расширения храма шел продолжительное время. В 1831 году где-то в рядом расположенном хуторе нашли Сицилийскую икону Божией Матери. Кроме того, есть несколько православных легенд, связанных с этой иконой. Я запомнил две. По одной из них, икона сама вознеслась на меловой останец, по другой, икона спасает от болезней и бедствий. Как бы там ни было, та икона была утеряна и сейчас доступна ее копия.

Дети периодически выходили на свежий воздух и играли в снежки. В какой-то из этих моментов к нашей экскурсии присоединились супружеская пара Галина и Александр из Ростова-на-Дону. Как позже оказалось, их сын Федор Савчук играет в волейбольном клубе в Башкирии в Стерлитамаке.

Экскурсовод закончил часть своего рассказа, выдал огарки свечей и мы пошли по узкому коридору. Я взял с собой фонарик, чтобы было лучше видно, но со свечами создается определенная атмосфера.

Пещерная церковь Пещерная церковь

Из-за влаги и тепла на потолке виднелось множество комаров, а в нескольких расширениях – аркосолиях на полу было несколько жаб или лягушек.

Комары в пещерной церкви

Жабы в пещерной церкви

Дальше по еще одному узкому коридору с выдолбленными ступенями мы поднялись на второй этаж, здесь находятся три комнаты. В одной из них окно с решеткой и много плесени.

Церковь Сицилийской иконы Божией Матери

Спустившись вниз просто погуляли по храму, сходили к алтарю.

Церковь Сицилийской иконы Божией Матери использовалась по назначение до 1930 года, потом была заброшена и начала рушиться. Сейчас после реставрации она в достаточно хорошем состоянии, восстановили часть входа и колонны внутри.

Пещерная церковь

Выйдя из пещерной церкви пошли выше по еще одной лестнице. Немного поднявшись, увидели окно в комнату, в которой только что были, а рядом небольшая дверца, которая ведет сразу на второй этаж храма.

Дивногорье

Лестница заканчивается на самом верху, на поляне с луговой травой, которую видно даже сквозь снег. Вид с этого места еще лучше, но и ветер сильнее. Дочка сильно замерзла и ушла с женой греться в машину. А мы с сыном прошли экскурсию до конца.

Мы прошли множество табличек, которые указывали на разные достопримечательности. Но в этот раз нам оставалась всего одна – Маяцкая крепость.

Маяцкая крепость

Это крепость девятого-десятого веков была частью Хазарского каганата, до сих пор виден ров вокруг неё и вал. Археологи здесь ведут раскопки и нашли стену, выложенную из меловых блоков. Но боясь вандалов, закопали её обратно.

До этой крепости на этой территории тоже жили люди, следы проживания которых были найдены. Все это экскурсовод очень подробно рассказывал.

Смотреть в Дивногорье можно было еще много чего, но на этом наша экскурсия закончилась, в первую очередь, из-за ветра и холода. Хотелось бы сюда вернуться летом и осмотреть все достопримечательности этого музея-заповедника, например, монастырь и пещеры.

Дивногорье

Для тех, кто думает брать экскурсию или прогуляться самому, я рекомендую выбрать экскурсию. Во-первых, получите очень много полезной информации, во-вторых, без экскурсии практически нельзя попасть в пещерную церковь.

Наше посещение Дивногорья закончилось, поблагодарив нашего экскурсовода Мишкина Равиля за познавательный рассказ, мы отправились дальше в сторону Острогожска в село Рыбное, чтобы посмотреть лютеранскую кирху.