Трасса Лена

Трасса ЛенаТрасса Лена начинается в поселке Невер на трассе Амур и идет на север до Якутска, через немногочисленные населенные пункты.

Особенность трассы Лена в том, что большая её часть проходит в условиях вечной мерзлоты.

Мы свернули с трассы Амур на трассу Лена на красивой, освещенной фонарями, развязке, и идеально ровным асфальтом. Остановились у указателя “Якутск 1056 километров, Магадан 3177 километров”, к этому моменту мы уже привыкли к таким расстояниям и цифры нас перестали пугать.

Трасса Амур

Асфальт закончился практически моментально, вместо него началась грунтовка ужасного качества. А вместо света фонарей начали сверкать молнии.

Стала попадаться техника, проводящая ремонт дороги даже ночью, от неё стояла пыль, из-за которой очень сильно ухудшалась видимость. Ехали очень медленно, то тут, то там из темноты появлялись огромные булыжники до 1 метра высотой и глубокие ямы.

Часто попадались указатели объезда, причем дорога там была еще хуже, чем основная. В темноте не всегда было ясно, где именно находится объезд. И один такой указатель мы проскочили, ехали в гору и тут дорога резко ухудшилась – перекопанная бульдозерами со многочисленными колеями от высоких грузовиков. Один момент создалось впечатление, что машина завязла в грязи, но переключение на пониженную и блокировка межосевого дифференциала спасло ситуацию. Развернулись в этом месиве, все это происходило практически в полной темноте под начинающийся дождь. Вернулись к знаку объезд и поехали дальше по правильному пути.

Дождь очень скоро превратился в ливень, главный плюс от него – исчезла пыль.

Трасса Лена

Проехали 40 километров от начала трассы Лена, въехали в поселок Соловьевск.

В поселке хороший асфальт, пока ехали по центральной улице, искали гостиницы и, к собственному удивлению, нашли. Одноэтажное длинное здание, в нем обычно останавливаются дорожные рабочие. Из того, что может предложить эта гостиница: горячая вода, душ, туалет и кровати. Все это, мягко говоря, не высокого качества, но  нам роскошь не нужна была. Приняли душ и завалились спать в спальниках, но на кроватях. А еще подзарядили электронику. На утро приготовили есть на общей кухне и поехали дальше.

Соловьевск

На выезде из Соловьевска есть заправка, на которой мы решили заправиться. Вообще, по трассе Лена мы старались заправляться на каждой цивильно выглядевшей заправке.

Но, к сожалению, на АЗС в Соловьевске была проблема с программным обеспечением и заправить нас не могли. Прождали около 20 минут и поехали дальше, забыв при это вынуть пистолет из бензобака. Событие, конечно, не приятное, но объяснимое. Думаю, многие на заправках действуют на автомате, приехал, вышел, вставил пистолет, заплатил, заправился, вынул пистолет, уехал. Здесь этот алгоритм был нарушен, так как мы приехали, я вставил пистолет, пошел платить и пришлось ждать, то в машине, то у кассы, поэтому вынуть пистолет забыл. Но ничего, заплатили кассиру 500 рублей и поехали дальше.

От Соловьевска до Тынды дорога в целом такая же, как и до Соловьевска, только добавляется серпантин. А так – грунтовка с ямами, едешь по ней, как по стиральной доске, откручивается и отваливается все. На подобной дороге во время экспедиции в Саяны у меня накрылась коробка передач. Но в этот раз была надежда проехать этот путь без происшествий с коробкой, так как её перебрали в Иркутске.

Трасса Лена

К Тынде подъехали утром. Удивило, что такой большой по местным меркам город, находится прям в тайге. После зубодробительной грунтовки с большим удовольствием мы проехали по асфальту. На АЗС заправились по полной.

Заправка в Тынде

Кстати, через Тынду проходит БАМ, именно рядом с этим городом в годы военной службы дядя Регины участвовал в строительстве этой железной дороги.

Трасса Лена БАМ Трасса Лена БАМ Тында

От Тынды до Нерюнгри все то же самое, что и раньше, хотя камней больших стало побольше, но у нас машина поднята, поэтому особо их не замечали. Но, вообще, люди частенько здесь пробивают картеры. Снова подъемы и спуски, серпантин.

Проехали границу Амурской области и Республики Саха, недалеко от постамента установлен памятник работникам, строящим БАМ.

БАМ

Еще между Тындой и уже практически у Нерюнгри есть один населенный пункт – Беркакит. Его особенность в том, что здесь находится пост ДПС, пожалуй, единственный работающий пост, который мы повстречали на трассах Лена и Колыма.

Насколько я понял, сотрудники этого поста останавливают все проезжающие машины, некоторые досматривают. Нам повезло, у нас только проверили документы и пожелали хорошей дороги.

В Нерюнгри мы заезжать не стали и поехали дальше. Около 30 километров до Чульмана идет асфальт.

Нерюнгри

От Чульмана до Алдана снова уже привычная грунтовка. Между селами Большая Хатыми и Большой Нимныр за поворотом, заметили, что дорогу перебегает какое-то животное. Подумали, что собака, но потом обратили внимание, что бежит, как-то не обычно. Поняли, что это медвежонок, когда еще один побежал следом, а потом и побольше – медведица. Решили ускориться, чтобы успеть сфотографировать на ходу. Пока ехали, заметили еще одного – последнего медвежонка, так же перебегающего дорогу. Из-за волнений кадры получились плохо сфокусированные. Но на них виден последний медвежонок. Кстати, в тот момент, когда мы проезжали место, где спустились медведи, на нас из кювета выпрыгнула медведица. Видимо, посчитав нас угрозой своим медвежатам. После этого ехали мы уже не останавливаясь.

Медведи на трассе Лена

Медвеженок на трассе Лена

На вершине одной из сопок Саня попросил свернуть на второстепенную дорогу, в поселок, где жил его репрессированный дядя. Поехали по ней и если трасса Лена плоха, то эта дорога ужасна, мы двигались очень медленно. Для полноты картины отмечу, что уже начинало темнеть.

Трасса Лена

Вначале на дороге были видны следы машин, потом, после того, как пересекли железную дорогу и проехали перекресток в какую-то деревню, дорога стала становиться все более заброшенной, приходилось объезжать большие глыбы камней и ямы. В одном месте объехали размытый старый мост. Так мы добрались до перекрестка с прекрасной гравийной дорогой, здесь стояли знаки “Проезд запрещен”, а дальше наша дорога превратилась просто в одно большое скопление камней. Проехали по ней еще несколько километров, развернулись и вернулись на трассу, так как стало ясно, что до поселка мы доедем только к утру.

Якутия

Якутия  Якутия

По пути обратно на трассу Лена свернули к еще одному заброшенному поселку и посмотрели издали на него.

Якутия заброшенный поселок

До Алдана добрались ночью, приятный город, хотя, если сказать честно, любой населенный пункт на трассе Лена среди сопок и тайги радует глаз. Алдан проскочили уже в темноте, гораздо лучше этот городок мы рассмотрели на обратном пути.

От Алдана до Томмота около 80 километров асфальт, просто ехали и радовались.

От Томмота до Нижнего Бестяха идет все та же грунтовка, но попадаются идеально заасфальтированные куски дороги. Отрезки с асфальтом совсем небольшие, только разгонишься и снова тормозить, так как начинается съезд на грунтовку.

Ночевать мы остановились у земляка Азамата на базе, немного не доезжая Качикатцы, где он работает и которая занимается ремонтом одного из участков трассы Лена. Здесь нас ждала еда, баня и сон в очень комфортных условиях. Кроме того, мы постирали одежду, проверили машину, а вечером Азамат отвез нас посмотреть рыбалку на одном из притоков реки Лены. За все это мы ему очень благодарны, особенно после тяжелой дороги.

Экспедиция в Магадан

Якутия

Приток Лены

Закат над Леной

Спали мы достаточно долго и в Нижнем Бестяхе были ближе к обеду. Здесь докупили необходимых запчастей и, по совету Азамата, еще одну запасную канистру.

В Нижнем Бестяхе заканчивается трасса Лена и начинается трасса Колыма, на которую мы выехали после того, как заправились.

По трассе Лена нашей экспедицией в Магадан было пройдено 1347 км, погода –  дождь с грозой, а позже ясная. Температура – 38-40 градусов.

2 комментария

1. привет, жаль разминулись с вами в пути. хотел спросить, от Соловьевска выехали утром и в Тынду попали утром, того же дня? да и от Тынды не так плоха грунтовка, 70-80 км/ч можно идти по большей части :).
    читается интересно и легко, тоже воспоминания нахлынули, спасибо!

1. Привет, я думаю еще увидимся 😉
      Соловьевск и Тында, да один и тот же день.