Таганай

ТаганайВо время летнего путешествия по Челябинской области у меня не получилось посетить Таганай, так как чтобы посмотреть все достопримечательности этого национального парка, нужна как минимум неделя. Поэтому сходил только на Черную скалу, с которой открывается вид на все вершины Таганая, тогда, к сожалению, стоял туман и увидеть ничего не получилось. Поэтому решил приехать сюда снова.

Когда посещали Серпиевский пещерный град, познакомились с группой туристов, которые посоветовали сходить туда с сыном. От других туристов узнал про места в национальном парке, на которых стоит побывать.  В нем находятся несколько горных хребтов и, в том числе, несколько вершин и скал высотой выше 1 км. Вообще, про Таганай говорят, что это отдельная страна – рай для пеших туристов.

Но все это было в конце лета, осенью идти не хотелось, поэтому запланировал поход на Новогодние праздники, чтобы хватило времени на все достопримечательности Таганая. Из-за болезни не смог поехать в Новый Год, поэтому перекинул дату похода на три дня праздников 8 марта. За неделю до этого события все, кто собирались поехать со мной, отказались идти, и я уже решил, что придется идти одному, но выручил друг.

В Златоуст, на окраине которого начинается национальный парк Таганай, выехали около двух ночи в пятницу. Перед поездкой после рабочего дня поспали около двух часов. Погода в Уфе заметно испортилась, усилился ветер и снегопад, мы решили, что за горами погода изменится. На деле все оказалось по-другому, чем дальше мы отъезжали от Уфы, тем хуже становилось. За пару километров до Сима началась пробка, фуры кое-где пытались проехать, но тупо шлифовали и перекрыли все движение. Когда подъехали ГИБДД и очистительная техника, все уже стояло. Мы проехали Сим за час, местами по обочине и встречке, в очередной раз понял, как здорово, что у меня Шевроле Нива. Знакомый, который ехал в это же время на Зюраткуль, простоял в пробке семь часов.

За километров десять до поворота на Златоуст, при подъеме в гору ветер стал штормовым, а снегопад усилился до такой степени, что видимость стала нулевая. Встречные машины видели фары друг друга только подъехав на расстояние пары метров. Я заметил, что сзади меня догоняет фура, а навстречу едет машина. Решил пропустить фуру и подъехал к обочине, меня стащило в сугроб и я повис на мостах. Дальнобойщик остановился и вытащил меня, иначе пришлось бы ночевать на трассе, так как больше грузовиков из Сима не выезжало.

Вьюга на трассе

Поворот на Златоуст заметили только благодаря навигатору, так как он был занесен снегом примерно на 40 см, уже ближе к городу появилась колея в этих сугробах. Но в самом Златоусте было довольно чисто. До входа в национальный парк Таганай подъехали примерно к полседьмого утра.

Здесь заплатили за вход, стоянку и быстро переодевшись, вышли в дорогу. Перед нами предстал ночной лес и снегопад. Мы торопились, чтобы дойти до приюта и занять место, а не ночевать в палатке (её я на всякий случай взял с собой), так как во время праздников ожидалось много туристов.

Таганай

Первое место, до которого планировали дойти – это приют Таганай, и передохнув там, отправиться через Киалимский кордон на ночевку в самую дальнюю точку Таганая – метеостанцию. До приюта Таганай нужно идти около 13 км, до метеостанции ещё около 10 км.

Я устал, пройдя всего два километра до железного моста через речку Тесьма, из-за ветра, сугробов и постояннх подъемов и спусков. Пройдя ещё шесть километров, мы сильно вымотались, в основном из-за того, что постоянно приходилось искать занесенную дорогу среди сугробы. Друг несколько раз проваливался по пояс под снег, когда проходил каменную реку. Поэтому когда мы прошли 13 километров до приюта Таганай, мы начали проситься остаться на ночевку именно здесь.

приют Таганай

Заплатили за две ночи и дрова, нас поселили в дом-шестиугольник, так как мы не бронировали места заранее в хороших домиках. В этом находились металлическая печка-буржуйка и нары, как в обезьяннике и такой же, как и там, холод.

Но мы были рады и этому, быстро наколов дрова и растопив печку, начали готовить еду. Вода никак не закипала, хотя температура в домике немного поднялась. Поэтому вскипятили воду на газовой горелке, которую взяли с собой. После того, как поели, легли спать, я в два спальника, друг в один. После пары часов сна я начал замерзать, но вставать снова топить печку не было никакого желания, у друга то же самое. Через полчаса стало совсем зябко, к нам зашла жена дежурного этого приюта и сжалилась над нами, подселила нас в хороший домик к другим туристам.

Там уже было несколько человек из Челябинска: Нажип, Дима и Лера. Растопив кирпичную печку, начали совместно готовить еду. Воду брали в роднике недалеко от приюта. Этот домик был гораздо теплее, для поддержания тепла нужно меньше дров, в нем была нормальная печь, сам домик поменьше размером и в нем меньше щелей.

приют Таганай

Каждый выложил, что у него есть из продуктов, начали общаться о Таганае, жизни и прочих темах. Кто хотел пили ликер и разбавленный спирт.

Нажип рассказал интересный факт, оказывается на Таганае находится водораздел: река Тесьма и все реки западнее её текут на юг и попадают в Каспийское море, а река Киалим и все реки восточнее её текут на Север и попадают в Северный ледовитый океан. Кроме того, по этим хребтам делят Европу и Азию.

Чуть позже к нам заселили женщину из Кургана. Она пыталась пройти до метеостанции на лыжах, но из-за того, что все занесено, не смогла пройти.

Начали обсуждать планы на следующий день, мы сказали, что собираемся идти налегке до Дальнего Таганая – метеостанции, все начали отговаривать, так как долго идти в крутую гору по сугробам. Остальные собрались идти на самую высокую точку Таганая – Круглицу.

Спали мы на двух двухъярусных кроватях. Было очень жарко, так как старый турист Нажип просыпался и топил печку всю ночь.

Наутро стало известно, что до Круглицы не дойти, там все тоже занесено. Поэтому женщина из Кургана, Дима и Лера ушли в Златоуст. Нажип остался спать, а мы вдвоем с другом отправились на Дальний Таганай.