Сикияз-Тамакский пещерный град

Сикияз-Тамакский пещерный градС Порогов мы доехали до поселка Межевой, в нем покушали в кафешке и кинули денег на сотовый, а то роуминг в минуса загнал. В самом поселке снова увидели известковые печи и посетили туннель, мне показалось, что зимой он выглядит интереснее. Остальные достопримечательности рядом с Межевым решили не осматривать в этот раз. Основной целью была Сикияз-Тамакский пещерный град.

Добраться до него можно двумя путями. Первый – от Межевого в сторону туннеля и дальше. По нему мы проезжали зимой, но не рискнули доехать. Второй – через Межевой в Башкирию в деревню Лаклы, а из неё в деревню Сикияз-Тамак. Выбрали второй вариант.

Пока ехали от Межевого в Лаклы, проехали поворот на Еланлино, недалеко от которой находится Айский фонтан.

Дорога от Лаклов до Сикияз-Тамака хорошей трудно называть, то камни, то чернозем. Мы ехали после дождя, периодически машину заносило. Переехали гору и открылся вид на долину с рекой и небольшой деревней на другом склоне.

Переехали вброд небольшой ручей и остановились у первого дома, оттуда вышел мужик, очень похожий на хиппи, он нам подсказал куда ехать дальше. Оказывается, чтобы попасть в Сикияз-Тамакский пещерный комплекс надо проехать вброд реку Ай. Ну а дальше пешком. Хиппи показал самое мелкое место, оттуда мы и поехали.

В этом месте посередине реки находится небольшой островок, я не проверив дна, поехал к нему. Глубина оказалась большая, явно выше, чем было на Атыше или Мамбете. Поэтому путь на другой берег от острова я уже проверил, пройдясь пешком и только после этого поехал.

Река Ай

После брода выехали на большую поляну, которую огибает река. На ней стояло несколько вигвамов, палаток и машина. Мы насколько возможно проехали в сторону пещер. Остановились в лесу, переоделись и пошли искать пещеры.

Первое место, куда мы забрались, была отвесная скала с прекрасным видом на реку Ай, леса и горы. Пещеры мы найти никак не могли, хотя шли по хорошо протоптанным тропинкам. Вышли на грунтовую дорогу на самом верху горы, видно было, что по ней ездят машины постоянно.

Вдоль этой дороги стали идти в поисках тропинки, наконец-то нашли её. Она привела нас к смотровой площадке на другой скале, с неё был такой же красивый вид. Тут мы услышали голоса людей и пошли на них.

Сикияз-Тамакский пещерный град

Встретили семью туристов из Саратова с двумя маленькими детьми, они уже неделю ездят по достопримечательностям Башкирии и Челябинской области на буханке. Они уже были на водопаде Гадельша и собирались в Серпиевский пещерный град. Позвали нас с собой, но так как мы уже заканчивали наше путешествие, то отказались. Хотя вместе было бы веселее и интереснее, жаль не взял их контактов.

Они сказали, что проехали по первому пути, поэтому брод преодолевать не пришлось, да и расстояние меньше. Потом подсказали нам, где искать пещеры. Оказывается, мы подошли к ним с другой стороны. Большинство туристов идут по низу вдоль реки, а потом поднимаются к пещерам и последний пункт у них – смотровая площадка. Для нас же все оказалось наоборот, ну тем лучше. Спускаться в любом случае легче, чем подниматься.

Первая пещера, которую нашли, была сквозная, после неё балкон и потом подряд очень много разных пещер и гротов. Их названия я не знаю. Довольно быстро сбились со счета, вообще в Сикияз-Тамакском пещерном граде около 50 пещер и гротов и это на участке длиной меньше 500 метров.

Сикияз-Тамакский пещерный град

Мы облазили все, что нашли. Кроме одной пещеры, на ней тренировались ребята по вертикальному спуску. Мы прошли внутрь до шкуродера, но с сыном я не решился лезть до конца.

Обратно вернулись уже быстрее, путь известен и через реку тоже. Остановился у хиппи-экскурсовода, поблагодарил за то, что все так хорошо подсказал. Он сообщил, что это ещё не все пещеры. Самые интересные на другом берегу, дальше по течению, но туда нужно снаряжение, приглашал на следующий год сходить туда. Думаю, надо будет приехать сюда ещё раз, на несколько дней. Природа красивая: река, скалы, пещеры, сосновый бор.

Попрощались с ним и поехали дальше в последнее место нашего путешествияЛаклинскую пещеру.