Река Нугуш

НугушСамый лучший способ узнать какую-либо реку – это сплавиться по ней. Мой первый сплав прошел с первого по пятое мая по реке Нугуш. Река образуется слиянием рек Большой и Малый Нугуш. Мы начали сплав от деревни Бретяк по Большому Нугушу.

До деревни Бретяк можно добраться с двух сторон – по Белорецкому тракту и от самого Белорецка, но если ехать из Уфы, это большой крюк, либо от Стерлитамака. Мы поехали через Стерлитамак из-за меньшего расстояния, несмотря на то, что дорога с этой стороны гораздо хуже.

Выехали 30 апреля вечером после работы вшестером на ПАЗике. Ещё не доехали до аэропорта, нас по обочине обогнала иномарка, её раскрутило на гравии и чудом не стукнувшись с нами и ещё парой машиной, она развернулась и врезалась в поребрик. Отъехав чуть дальше, увидели  снова аварию, на этот раз у машины был разбит капот и лежал мертвый лось на обочине. Я и не знал, что так рядом с Уфой ещё остались лоси.

Через Стерлитамак проехали уже в сумерках, а водопад Кук-Караук и пещеру Салавата уже в темноте. По дороге видели много зайцев, которые от фар автобуса убегали. Дорога стала ещё хуже с прошлого раза, вдоль неё течет ручей Кук-Караук, бурный весной, который и образует одноименный водопад. Ближе к деревне Кулгунино остановились около грузовика с аварийками, оказалось, что это были пьяные местные, хотели водки. Отказали им и поехали дальше, чуть позже они на большой скорости обогнали нас, мы даже удивились:  как они- пьяные, в темноте и по такой дороге еще не влетели никуда. Местами наш ПАЗик кое-как вытягивал даже на первой скорости, сказывалось, что едет на газе. До Бретяка доехали под утро и, поспав пару часов, начали выгружаться около места впадения реки Бретяк в Большой Нугуш.

Бретяк

Автобус уехал, а мы на берегу накачивали рафт, в это время накрапывал ледяной дождик. После того, как накачали и поставили на воду наше плавсредство,  услышали свист, оказалось, что одна сторона лодки была с порезом. То ли так и было, то ли мы пока перетаскивали порвали. Самое неприятное было в том, что ремкомплекта у нас не было, так как человек, у которого брали рафт, сказал, что он очень прочный и его не порвать, а если уж такое случилось, то отремонтировать можно только на заводе.

Нашли в местном магазине заплатки на камеры и разные виды клея, пошли искать у местных жителей наждачку и растворитель. Познакомились с Ренатом, живет у самого места слияния рек. Он рассказал, что ПВХ отремонтировать сложно, так как вулканизатор только плавит дырки, а не заклеивает. Но все-таки согласился помочь нам, затащили рафт к нему под навес, зачистили порез и намазали клеем “Момент” и наложили резиновую заплатку от велосипедной камеры, минут двадцать подержали под прессом и проблема наша была решена. Попутно нашли ещё точку в днище, откуда немного спускало, заклеили и её уже обычной заплаткой. Пока мы заклеивали рафт, единственная девушка из нашей команды пила чай в теплом доме Рената.

И вот снова мы поставили лодку на воду, погрузили вещи и теперь уже поплыли. Провожать нас вышло очень много местных жителей – и детей, и взрослых. Звали нас приехать в следующем году. Очень отзывчивые и приятные люди живут в Бретяке.

Первые ощущения от сплава – лодка плывет довольно быстро, надо постоянно выравнивать, так как река в этом месте узкая и мы пару раз из-за отсутствия опыта и слаженности, шаркали по кустам, берегу и скалам.

Я взял с собой навигатор, чтобы отслеживать расстояние, которое проплыли и скорость движения. В первый день мы проплыли около сорока километров, в среднем скорость движения около двенадцати км/ч, но так как все были не выспавшиеся, уставшие и мокрые от постоянного дождя, остановились на ночевку ещё днем. Я долго разводил костер, дрова были очень мокрые. В итоге развел, приготовили поесть и легли спать. В эту ночь я сильно замерз из-за холода и влажности, да и спальник я взял самый легкий и тонкий.

Большой Нугуш

На следующий день погода стала улучшаться, как и наше настроение. Начало проглядывать солнце, поели, подкачали лодку и поплыли дальше. В этот день проплыли девяносто километров. Обогнали всех, кого встречали на пути и тех, кто нас обогнал в предыдущий день. Уже стало хорошо получаться грести командой. Для синхронности один из нас постоянно отсчитывал темп. Практически ни разу не налетели на берег. Нугуш становился все шире из-за впадающих в него ручьев и мелких речек, которые попадались на нашем пути практически все время, некоторые из них образовывали красивые небольшие водопады. Не все успевал фотографировать, так надо было грести.

В этот же день проплыли мимо деревни Галиакберово, это – последний населенный пункт с магазином, отсюда,  так же как и с Бретяка, начинают сплавляться люди.

Нугуш Галиакберово

Отплыв от деревни, начались известные всем, кто сплавлялся по Нугушу, перекаты. По большей части это означало мелкое дно, камни и волны. Прошли все эти испытания хорошо, радовались, когда рафт подкидывало на волнах. В целом я ожидал больше волн и опасностей, а на деле практически адреналина не получил. Единственной опасностью за весь сплав был риск прорезать лодку об скалу на берегу или камнем на дне, если не вырулишь. Один раз,  расслабившись наскочили на камень, но он был гладкий.

После перекатов за полтора часа до заката решили остановиться, расстояние пройдено большое, обогнали все катамараны и лодки, нашли хорошее место и встали там лагерем. Дров было полно, погода под конец дня установилась теплая и солнечная, потому успели просушить вещи. Сытые и теплые, мы выспались в эту ночь.

На третий день уже все казалось слишком просто и обыденно. Проплыли пару деревень. Скорость лодки падала из-за того, что течение Нугуша становилось слабее, а встречный ветер сильнее. Поэтому приходилось местами усиленно грести, чтобы кого-то обогнать. За этот день проплыли чуть больше пятидесяти километров.

Единственное интересное место, которое проплыли – это каньон Пятилистник или Ромашка, слазили на один из лепестков. И проплыв дальше, остановились на полянке рядом с ручьем. Сама поляна была вся в цветах, небо было опять чистое, поэтому тепло и сухо. После первого мокрого дня научились ценить сухие вещи.

Нугуш

Четвертый день нашего сплава должен был стать последним, в планах было достичь водопада Куперля и проплыть через Нугушское водохранилище. Все это реализовали, как и задумали. Правда, все оказалось сложнее, чем мы ожидали. Пробыли на Куперле несколько часов, большинство людей остановились здесь на стоянку, мы  же обеденные стоянки не делали, так как сразу решили питаться два раза в день, а днем довольствовались только перекусом в лодке. После водопада река стала очень широкая, течение сошло на нет из-за близости водохранилища, также, видимо оттуда между скал, дул постоянно встречный ветер. Когда гребли, скорость движения достигала максимум пять км/ч, обычно четыре, прекращали грести и нас относило назад со скоростью один км/ч. Поэтому гребли постоянно, периодически подплывая к берегу и держались за ветки, чтобы нас не унесло обратно.

Уже у самого входа в водохранилище, так называемых ворот, нас догнала пара на байдарке, шли они легко, так как парусность у них маленькая. Они посмеялись над нашими зигзагами и поплыли дальше.

На самом водохранилище ветер не утихал, а становился все сильнее. Несмотря на это, доплыли до берега рядом с деревней Сергеевка одними из первых. Перед нами были только туристы из Перми. Вообще, на сплаве были люди из Уфы, Стерлитамака, Ишимбая, Самары, Перми, Йошкар-алы, разные турклубы и просто команды друзей.

На Нугушском водохранилище разбили лагерь, переночевали,  вызвонили ПАЗик и наутро уехали в Уфу. В целом, сам сплав занял четыре дня, нами было пройдено 215 км.