Плато Маньпупунер

Плато МаньпупунерИ вот от Стены мы добрались к границе Печоро-Илычского заповедника. Прежде чем продолжить описывать наш дальнейший путь к плато Маньпупунер, наверное, стоит объяснить, почему же мы все-таки ехали сюда.

Одна из причин – это сложный категорийный маршрут, другая красота Северного Урала. Все это, безусловно, важно, но можно найти и составить множество сложных маршрутов с красивой природой и в других местах. В данном случае маршрут был интересен тем, что мы посещаем сразу две серьезные достопримечательности: перевал Дятлова и плато Маньпупунер. Про перевал Дятлова я уже писал, а вот про плато еще нет.

Маньпупунер – одно из семи чудес России, находится в Республике Коми на территории Печоро-Илычского заповедника. Эта гора упоминается в легендах манси и является если не священной, то уж точно религиозным местом для этого народа. Название Маньпупунер с языка манси так и переводится «Малая гора идолов». Другое название горы, но практически с тем же занчением, на языке коми звучит как Болвано-из. Но не сама гора интересна для манси и туристов, а то, что на ней находятся каменные останцы или Столбы выветривания. Кстати, от названия на языке коми, эти останцы иногда называют болваны. Именно к этим столбам выветривания мы и стремились, так как это действительно необычное чудо природы. По фотографиям в интернете все это выглядело так: на большом плато стоят очень высокие столбы из камня, снизу узкие, к верху расширяются. Так вот, чтобы увидеть их собственными глазами, нам оставалось совсем немного – решить вопрос с инспекторами заповедника и дойти пешком до плато Маньпупунер.

Печоро-Илычский заповедник

Уже темнело, но в северной белой ночи виднелся силуэт строения инспекторов заповедника. К нему мы и поехали. Проехали аншлаг, обозначающий границу заповедника, двинулись дальше по накатанной каменистой дороге. Первой ехал ТЛК78 с Юрой за рулем. Мы двигались на некотором расстоянии от них. И вот, проехав около километра, наша первая машина остановилась, и её окружило несколько человек в форме. Чуть подальше, на вершине стоял еще один с винтовкой.

Подъезжая к ним, я увидел, что люди в форме были вооружены, вроде бы автоматами. Один из них представлялся и показывал удостоверение Сергею. Вышли, начали общаться. Оказывается, это инспекторы заповедника, о которых нас предупреждали все пешие и автотуристы. Те самые, которые всех штрафуют и разворачивают обратно, так и не дав увидеть одно из семи чудес России – плато Маньпупунер.

Когда мы вышли из машины, наши ребята указали на меня, как на руководителя автопохода. Старший инспектор подошел ко мне и сказал, что мы проехали за границу заповедника и уже нарушили закон. И то, что дальнейший проезд запрещен.
Я сказал, что мы ехали к их строению, чтобы предъявить пропуска. Инспекторы, как мне показалось, удивились тому, что кто-то все-таки приехал с пропусками. И я начал искать пропуска, а лежали они в небольшом черном рюкзаке в багажнике. До этого, после того, как выгрузили аншлаг из багажника, обратно собирали вещи очень быстро, чтобы не терять времени. Поэтому что-то найти в багажнике было очень сложно. Я несколько минут искал мой рюкзак с пропусками, но так и не смог его найти. Появилось подозрение, что мы могли его забыть у аншлага. Рюкзак черный в темноте мог легко остаться незамеченным. В этот момент мне стало не по себе, возвращаться к аншлагу недалеко, но это потеря времени. Поэтому Регина решила перепроверить. Перерыв весь багажник, она нашла рюкзак в самом низу.

Инспекторам предъявили пропуска, паспорта, маршрутную книжку, письмо от компании, выдавшей пропуска про аншлаг, письмо от Минспорта РБ. Старший (Сергей) по спутниковому телефону позвонил в Екатеринбург, уточнил и проверил все наши данные. Там все подтвердили. Уже после разговора по телефону обнаружилось две проблемы. Во-первых, квадрат на карте, в который нам выписали пропуска, немного не совпадал с маршрутом на плато Маньпупунер, во-вторых, дата не подходила, мы должны были идти к плато только через 2 дня, а приехали быстрее.

В данном случае, инспекторы пошли нам на встречу и закрыли глаза на эти мелкие неточности. Мы договорились, что завтра в 11-00 подходим пешком к строению инспекторов, они нам выделяют провожающего до Печоры, там нас будет ждать другой человек. На данный момент переночевать мы можем только за пределами Печоро-Илычского заповедника, поэтому должны аккуратно, задним ходом выехать по колее за аншлаг. Также они указали нам место, где лучше всего поставить лагерь. И объяснили, куда надо идти за водой. Хотя и далеко, но вода будет чистая, из истока Печоры.

Выезжали мы очень аккуратно, так как штрафы за причинение вреда ландшафту здесь очень большие.

Мы так и сделали, поставили палатки, начали готовить еду из воды, которая у нас была с собой. Освободившиеся канистры взяли Серега и Олег и пошли искать исток Печоры, чтобы набрать воды.

Исток Печоры

Когда мы парковали машины, на ТЛК80 Виталия обнаружилась проблема – руль начал тяжело поворачиваться и с каждым поворотом все становилось только хуже. Подняли капот, проверили уровень дексрона, его там не оказалось. Услышав это, я уже знал в чем проблема, так как аналогичная ситуация у меня сложилась на пробном выезде в Атамановку.

Проблему исправили, залили жидкость для ГУРа от RAVENOL.

Ravenol ГУР ТЛК80

И пошли кушать. Чуть позже пришли уставшие Олег и Серега, исток они нашли и набрали воду. Но он оказался на расстоянии полутора километров от нашего лагеря, причем, идти им пришлось и в гору тоже.

Печоро-Илычский заповедник

После того, как все дела сделаны, пошли спать.

За день 7 июля прошли 36 километров.

Утром подъем был назначен на 9 часов, поэтому все более или менее выспались. Я решил, что пройти путь в 20 километров пешком налегке до плато Маньпупунер и обратно не составит особого труда, поэтому, придя обратно, мы сразу должны будем ехать обратно, пройти болото и встать на дневку. Мотивация была такая, что если пойдет дождь, болото мы будем проходить очень долго, возможно не одни сутки. Этот план не встретил возражений, всем хотелось поскорее вернуться. Поэтому, мы достаточно быстро собрали лагерь, сели в машины и поехали к границе заповедника.

Лагерь в Печоро-Илычском заповеднике

Оставили машины прямо у аншлага на дороге. С собой у большинства были только бутылки с водой. Сергей с сыном Саней взяли рюкзак с сапогами, меня это несколько удивило, но в целом это их дело. В конце пути этот рюкзак у него взял уже Олег, чтобы разгрузить и помочь ему. Все по мере готовности шли по направлению к строению инспекторов.

Там нас уже ждали, выделили нашей группе сопровождающего и все пошли дальше. Темп и подготовка были у всех разные, поэтому колонна достаточно сильно растянулась. Я шел замыкающим вместе с Сергеем и Саней, иногда мы догоняли Виталия, который специально дожидался нас, а потом вновь догонял остальных.

Печоро-Илычский заповедник

От модуля инспекторов дорога пошла вниз, в начале это был каменистый склон, старая колея от машин, которые раньше проезжали прямо до плато Маньпупунер. Постепенно появлялись низкие деревья и вскоре начался настоящий смешанный лес, я заметил много хвойных деревьев.

Мы шли тихонько по колее от машин, местами на дороге лежали поваленные деревья, которые нужно было обходить по небольшим тропкам. Деревья повалили, скорей всего, чтобы теперь уже никто не мог здесь проехать. Если бы не эти деревья, то проехать там вполне реально, так как основная сложность была в местами глубоких лужах и слегка заболоченных участках.

MAH00282

Шли вниз практически не останавливаясь, в какой-то момент времени услышали крики остальной группы. Которые кричали, как мне показалось: «Артур». Я решил, что ребята дошли до какого-то ручья или до Печоры и ждут нас. Поэтому мы слегка ускорились.

Через некоторое время мы вышли из леса, случилось то, чего мы никак не ожидали. Нас встретил Виталий и еще двое мужчин. Они спросили, а где остальная группа? Меня этот вопрос поставил в тупик, так как все наши уже должны были быть на месте. А заблудиться в этом лесу просто невозможно, колея идет одна.

Один из встретивших нас мужчин – Сергей Кунщиков, учредитель компании, выдавшей нам пропуска, остался ждать, а мы прошли к Печоре. Второй мужчина – наш гид Алексей, пошел искать другую часть группы.

Перед Печорой есть небольшой ручей, видимо, он сливается с основной рекой весной или в дождливую погоду. Сейчас он еле тек, мы прошли через него среди высокой травы и вышли к Печоре.

Печоро-Илычский заповедник

Совсем не так я себе представлял эту реку. Но уже увидев многие крупные реки Башкирии недалеко от их истоков, я не удивился и Печоре. Ширина реки в этом месте около 2-3 метров. Через Печору перекинуто бревно, часть людей переходят по нему, а часть снимают обувь и переходят вброд через освежающую воду.

Печора

На другом берегу Печоры сидели четверо ребят, это студенты-волонтеры. Они откликнулись на приглашение в интернете о том, что нужны люди помочь благоустройству заповедника. Насколько я запомнил, девушка и парень были из Перми, парень из Екатеринбурга и девушка из Ярославля.

Пока мы сидели и ждали, когда найдется оставшаяся группа, послушали общение волонтеров. Оказывается, они отсыпают гравием дорожку от поста на плато Маньпупунер к самим каменным останцам. А в этот день у них выходной и они отпросились прогуляться.

У Печоры

Мы ждали около получаса – часа, пока услышали знакомые голоса. А потом среди высокой травы стали появляться люди из нашей команды.

Когда все собрались, мы услышали их историю. Оказывается инспектор, который вел нашу группу, решил обойти поваленное дерево. Обошел, но не вернулся на основную колею, а пошел дальше в лес по узкой тропе. И чем дальше он шел, тем уже становилась тропа, а потом и вовсе исчезла. Скорей всего, он хотел сократить путь, но как я позже узнал, он был новичком, и поэтому повел людей в неверном направлении к истоку Печоры, через бурелом. В какой-то момент он сказал всем ждать его и ушел искать путь. Через какое-то время вернулся и снова оставил группу и ушел молча. Ходил он долго, так ребята начали звать его: «Инспектор», а потом и меня «Артур». Эти крики мы и слышали.

Печоро-Илычский заповедник

Так и не дождавшись инспектора, ребята с помощью треков в навигаторах вернулись обратно к колее и сами дошли к Печоре. Эмоций было море, это же целое приключение получилось, там, где его не ждали.

Когда все успокоились, пошли к плато Маньпупунер. Повел нас гид Алексей, за ним трое волонтеров, потом наша группа, из всех наших я вновь шел последним, за мной замыкали один волонтер и Сергей Кунщиков.

Дорога, по которой мы шли от Печоры к плато Маньпупунер, новая, её проложили только в этом 2016 году. Старая тропа сильно раскисшая и, как сказал Сергей, гораздо хуже. Новая же дорога представляет из себя непрерывный подъем. Идти надо по пешей тропе, через лес и высокую траву. Местами под ногами была грязь, здесь Сергей и Саня переобулись в сапоги. В целом, тропа хорошая, мы три раза пересекали ручьи, которые ниже впадают в Печору. Поэтому, для ребят проблем с водой не было, они каждый раз наполняли бутылки. Я до самого верха воду не пил.

Всю дорогу мы общались с Сергеем Кунщиковым, он оказался очень активным путешественником. Был на всех континентах, кроме Австралии, но пока туда не собирается, так как из-за курса рубля попасть туда дорого. Он рассказал о том, где был, что видел. О проблемах заповедника, о том, как его фирма работает в направлении исправления этих сложностей. Я тоже рассказывал, где уже побывал и куда собираюсь. Конечно же, разговор зашел и о подготовленных машинах. Так мы потихоньку за увлекательным разговором вышли из леса.

Вдали уже виднелся домик инспекторов, к нему мы и пошли. Кругом трава, цветы, от которых шел приятный медовый аромат. Но кроме всего этого, главный плюс был в том, что на открытой местности исчезали комары, так как дул ветер.

И вот мы забрались к домику, посидели несколько минут, попили водичку. Даже отсюда столбы еще не были видны, только верхушка самого высокого столба виднелась. Отдохнули и отправились дальше по дороге из белого гравия за гидом к Столбам выветривания на плато Маньпупунер.

От домика до столбов идти около километра, но все шли легко, несмотря на уже пройденный путь. Сказывалась близость конечной цели.

Плато Маньпупунер

И вот мы забрались на вершину и увидели каменные останцы на плато Маньпупунер во всей красе. То, что мы видели на фотографиях в интернете, вживую оказалось гораздо масштабнее и красивее.

Добрались до площадки, отсыпанной таким же гравием, как и дорожка. Кстати, наш гид следил за тем, чтобы никто не сходил с неё и не портил грунт.

На площадке, конечно же, сделали групповое фото и послушали рассказ гида Алексея о том, как образовалось это чудо природы.

Плато Маньпупунер

А история его такова: 200 миллионов лет назад на этом месте были горы выше тех, что есть сейчас. Примерно в то время весь Урал был выше и моложе, потому что только закончился формироваться. И вот за следующие 200 миллионов лет он только разрушался, на него действовали разные природные факторы, один из которых ветер. Ветер за все эти миллионы лет выдул всю мягкую породу и оставил нетронутой более жесткую, из которой и состоят Столбы выветривания на плато Маньпупунер.

Я, конечно, понимаю, что как и в случае с перевалом Дятлова, разочаровал читателей, нет в этой истории ни слова о пришельцах, атлантах и прочей мистике. Но ничего поделать не могу, привел официальную научную версию, в которую верю. Для тех, кого она не устроила, может прочитать в интернете легенду манси о Маньпупунер. Легенда интересная, напоминает легенды башкир про горы и реки. Но приводить её здесь полностью не буду, итак много букв написал. Суть её такова, что это братья, превратившиеся в камни, защищая свою сестру от великана.

Послушали, пофотографировали и пошли дальше по тропе к самому дальнему каменному останцу. Вскоре тропа закончилась, но, думаю, волонтеры успеют её доделать в этом году. Тут же стоят камнедробилки, в них и изготавливают щебень.

Плато Маньпупунер

Проходя мимо столбов выветривания, чувствуешь себя маленьким рядом с каменными великанами, видимо, это одна из причин придуманных легенд манси.

Дойдя до последних останцев кто-то гулял вокруг них, но большинство легли на мягкий мох перед открывающимися великолепными видами. И наслаждались природой, тишиной, иногда тихо беседовали друг с другом. Так мы провели около двух часов на плато Маньпупунер. Вдали из бинокля можно было увидеть каменный город Торре-Порре-Из.

Перед тем, как выйти в обратный путь, перекусили тем, что было. И пошли обратно. У меня было чувство удовлетворения от того, что выполнена поставленная цель. И какая-то легкость, связанная с тем, что какое-то время мы просто лежали и созерцали чудо природы.

Думаю, у других было что-то похожее, разве что Регина выразила, что ей не хватило времени, чтобы осознать и насладиться этим местом.

У избы мы дождались всей группы, попрощались с Сергеем Кунщиковым и пошли вниз к Печоре.

До реки дошли быстро, так как идти надо было все время вниз. Я как всегда замыкал, пару раз рядом шла Регина и Артем, но в основном мы опять шли с Сергеем и Саней.

Путь от Печоры вверх ничем не примечателен, мы просто шли. Гораздо чаще останавливались отдохнуть. Кроме Сергея и Сани, к нам присоединился Радис. Так мы и шли потихоньку вчетвером.

Печоро-Илычский заповедник

Уже подходя к границе леса, Саня сказал, что ему очень тяжело идти. Сказалось сильное плоскостопие. Я постарался сделать так, чтобы Сергей и Радис ушли подальше вперед, а мы с Саней могли бы тихо идти и общаться. Знаю по себе, по своим детям и многим другим людям, как помогает отвлечься разговор, когда тяжело.

Так за разговором мы вышли из леса и подошли к Сергею с Радисом, которые отдыхали. Тут Саня вспомнил, что сильно устал и у него все болит. Поэтому мы с Сергеем взяли его под руки и по сути дотащили до верха, до модуля инспекторов. Мое мнение, он и сам мог дойти, несмотря на сильную усталость. Человек часто не осознает ресурсы своего организма.

Инспекторы напоили Саню чаем, Сергей договорился с ними, чтобы они довезли сына до машин на квардоцикле Мы все пошли пешком к машинам, чуть позже инспекторы привезли Саню к нам. И поехали дальше на своем за водой. Ездят они строго по колее и только в случае крайней надобности. Спасибо им за помощь!

Печоро-Илычский заповедник

Мы во второй раз сдали назад и вернулись к месту нашего лагеря. Здесь мне практически вся команда сказала, что они устали. И никакое болото они штурмовать не поедут. Меня это сильно удивило, так как пеший поход был легкий, постоянные остановки, отдых на плато Маньпупунер. Мы прошли 24 километра, причем 10 км в гору и 10 с горы. Но раз штурманы говорят, что дальше ехать не могут, значит, не могут. Я поставил палатку и лег спать. Сергей и Юра сходили за водой, потом все ужинали. Позже Артем, Олег и Саня еще играли на гитаре, часть народу сидели допоздна. Снова приезжали инспектора, оказывается мы установили аншлаг не туда и они поехали забирать его. Ребята попросили забрать и камни, которые они подписали. На обратном пути инспекторы с аншлагом, остановились попращаться. Камни они, все таки взяли. За что им отдельное спасибо!

Но я этого уже не помню, так как спал и набирался сил, чтобы на следующий день отправиться в обратный путь.

За день 8 июля прошли 24 километра.