Плато Маньпупунер – Отортен

Плато Маньпупунер - ОтортенИ вот все цели нашей экспедиции к плато Маньпупунер через перевал Дятлова достигнуты, остался обратный путь. С одной стороны, все стало проще, мы довольны тем, что прошли маршрут, да и все сложные места уже известны, если не будет дождя, то новых препятствий не будет. С другой стороны, ехать обратно по одному и тому же маршруту всегда скучно и как-то бессмысленно. Ведь по пути ты уже все посмотрел, хочется, как по волшебству, очутиться дома. Но так не бывает, поэтому, обратный путь неизбежен.

И пусть так, но есть возможность разнообразить его новыми достопримечательностями, которые пропустили по пути к плато Маньпупунер, да и можно попытаться пройти его быстрее, конечно же, учитывая возможные риски.

Машины хоть отчасти потрепаны, но на ходу, поэтому, встав рано утром 9 июля, мы отправились в обратный путь.

Весь его описывать, конечно же, не буду, так как смысла в этом нет. Ведь маршрут уже описан. Поэтому буду вспоминать сложные и интересные места или другие события.

Путь от границы Печоро-Илычского заповедника до болота прошли быстро. То сложное место, где обе восьмидесятки цепляли мостами, аккуратно прошли, ничем не задев.

И вот мы на точке, которую обозначили на навигаторах как конец болота. Сейчас для нас это только начало. И как бы нам не хотелось проезжать его снова, никуда не денешься, поэтому поехали.

Как ни странно, все те места, где мы застревали по пути к плато Маньпупунер, мы проезжали практически без проблем. Где надо – заранее разматывали трос лебедки или проскакивали ходом. Но некоторые места, которые мы проезжали, даже не заметив, наоборот, теперь стали неприступными и мы рубились на них достаточно долго.

Плато Маньпупунер - Отортен

В первую очередь это связано с тем, что там, где мы ехали с горы, теперь приходилось подниматься наверх. А глубокая колея добавляла проблем.

Один из таких моментов как раз и был на подъеме к выезду из болота, там, где стоит знак «Главная дорога».

По этой колее надо было идти на скорости, но это было сложно сделать, так как въехать в неё мешало предыдущее препятствие. Здесь я оторвал задний стабилизатор.

Плато Маньпупунер - Отортен

Мы с Юрой привязали его проволокой, надеясь, что так машина проедет хотя бы часть пути, не потеряв его. Кроме того, погнулась реактивная тяга, держащая задний мост. Причем, погнулась странно – вниз.

По опыту владения Шевроле Нивой, я привык, что тяги должны отрываться или гнуться вверх. Ведь удары об них приходятся снизу – это камни, пеньки и прочие препятствия.

Здесь создалось такое ощущение, что был сильный удар в правое колесо и тяга с левой стороны погнулась. Думаю, надрыв стабилизатора и тяги произошел при том ударе в грязи, когда мы уже подъезжали к границе заповедника.

Теперь с гнутой тягой и, по сути, без стабилизатора, задний мост мой стоял не совсем ровно, что на бездорожье не сильно критично.

Плато Маньпупунер - Отортен

Из колеи с подъемом в итоге все выехали, использовав лебедку. Выгребая передним мостом кучу земли.

Здесь официально болото заканчивается, по факту мы знали, что дальше нас еще ждут препятствия.

В одном из мест две сосны или ели отскочили и сильно разбили лобовое стекло на моей машине. Этого можно было избежать, если бы их спилили или придержали штурманы, как было в прошлый раз.

Плато Маньпупунер - Отортен

И вот мы прошли все препятствия достаточно быстро. Итог: болото пройдено полностью за полтора часа.

Дальше мы едем вверх к курумнику, это радует. Теперь до стены остальные сложные места менее значимы. Но оказалось не совсем так, те спуски, где мы аккуратно скатывались на тормозах, теперь представляли для нас очень серьезные препятствия. И даже на сухом грунте иногда приходилось лебедиться.

Остановились у ручья набрать воды, так как в прошлом лагере был её дефицит. И к тому же, все остатки мы выпили, проходя болота.

Ручей очень живописный, водичка бежит вниз по склону среди желтых цветов. Пока набирали воду, передохнули и поехали дальше.

Северный Урал

И вот мы подъезжаем к месту одной из наших ночевок – второй избушке. Только теперь еще день и останавливаться мы и не думаем. Но все же остановились, так как я забыл там фонарик. Он висел там же, где его и оставил. Забрал его и снова в путь.

Плато Маньпупунер - Отортен

На одном из курумных полей я пробил переднее колесо. Причем пробил очень обидно. Колесо просто соскользнуло и ударилось об торчащую кромку камня. И получился боковой порез сантиметров в пять. Использовать его уже невозможно, ставим запаску.

Работаем вместе и вот машина снова в строю, едем дальше.

Добираемся до первой избушки, здесь останавливаемся, Олег с Серегой идут оставлять записи в журнале. Заодно Олег фоткает все предыдущие записи, оставленные другими туристами. Есть здесь последние записи отшельника, которого в последствии нашли мертвым.

Но солнце уже начинает садиться, а наша цель на сегодня – лагерь товарищей Кости. Уж очень удобное там место, есть куда поставить машину, красивый ручей со свежей водой, да и до Стены рукой подать.

Так что едем к этому месту. В том месте, где стоял Костин УАЗик, встречаем группу пеших туристов с собакой из Екатеринбурга, идут они на плато Маньпупунер.

Ну, а у нас подъемы, спуски, камни и вот мы на месте. Въезжаем в ручей и ходом выскакиваем из него на поляну.

Все приехали, ставим лагерь, готовим ужин. Сегодня он у нас праздничный – День рождения Олега!

Пока все готовится, Олег с Серегой готовят походную баню. Мы с Юрой делаем ТЛК78, возникла проблема при переключении на дополнительный бак и машина теперь не заводится, Виталий ремонтирует свой ТЛК80, у него тоже оторвался задний стабилизатор. Кстати, мой стабилизатор в итоге сняли, где-то по дороге, так как на проволоке он долго не продержался. Я закрепил его на багажнике на крыше.

Плато Маньпупунер - Отортен

Вскоре ужин и баня были готовы, машины починены. Приступаем к празднованию Дня рождения. Регина и Оля приготовили походный торт, Олег достал шампанское. Все поздравили, Сергей произнес торжественную речь. Запустили шикарный фейерверк, отпугнули всех медведей от лагеря.

Все пошли в баню, мыться, париться, а потом окунаться в ледяную воду ручья. Ощущение после всего этого замечательные, тело, отвыкшее от чистоты, почувствовало легкость, прошла усталость. Посидели еще у костра, попели под гитару. И потихоньку разошлись по палаткам.

Это был насыщенный день. За 9 июля прошли 41 километр.

Утром собирались достаточно долго.

Плато Маньпупунер - Отортен

Выехали и вновь начался подъем. Поднимались тяжело, но главное, что земля сухая.

Спуск дался легко и вот она Стена, только уже с другой стороны.

Тут тоже есть специфика, по сути это – два разных препятствий. И спускать машину оказалось в некотором роде даже сложнее.

Так как лебедка на ТЛК78 сломалась, пришлось спускать на лебедке ТЛК80 Виталия. Поставили его машину в то же положение, что и ТЛК78 при подъеме. И начали спуск.

Стена

Первым пошел я на ТЛК80, нужно обязательно съезжать передом, иначе упрешься задом в дерево и придется вновь поднимать машину наверх и разворачивать. Это я прочел в одном из отчетов. Изучили местность, так и есть. Поэтому все машины спускали, как положено, передом.

Спустили меня достаточно быстро, но только до середины склона. Помню, что Радис все время твердил, чтобы я не нажимал тормоз. Чисто психологически сделать это сложно, несмотря на то, что понимаешь, тормоз здесь не поможет. А скорее мешает, так как трос лебедки из-за него идет рывками.

Дальше штурманы перецепляли лебедку и страховку. А я просто смотрел на камни в ручье. Показалось, что все это длилось очень долго.

Стена

В какой-то момент я заметил, что загорелась лампочка давления масла в двигателе. И заморгала лампочка овердрайва. Пришлось заглушить двигатель. Но это не страшно, теперь ехать только прямо.

Спустился в ручей, завелся, лампочка погасла.

Отъехал в сторону, чтобы не мешать спускать следующую машину – ТЛК78 с Серегой за рулем.

Стена

Тут мне сказали, что на земле появилось масляное пятно, это расстроило. Начали смотреть, стало понятно, что вытек декстрон через щуп АКПП. Проверил уровень, уменьшился он не сильно.

Руководили штурманы, работали очень слаженно даже без Кости. Слушал их указания и я, помогал, как мог. Доверили мне держать страховку вместе с остальными.

ТЛК78 спустили как-то очень быстро.

Стена

И вот настал самый интересный момент, как спускать ТЛК80 Виталия, ведь у него нет сзади лебедки.

Тут я предложил вариант пустить трос моей лебедки через блок наверху и разматывая его, опускать машину. Моя машина, при этом, стоит в ручье и упирается в колесами в землю.

Виталию идея показалась муторной и он хотел спускаться на одной страховке. Тут уже вся команда сказала ему, что так делать не стоит. И решили использовать вариант с блоком. Троса у меня должно было хватить – 40 метров.

Стена

Поставили блок, протащили трос, я сел за руль, чтобы жать на тормоз. Артем контролировал размотку, Радис показывал сверху разматывать или нет трос. Остальные страховали и следили за блоком.

Когда все было готово, спустили Виталия быстро. Перед моей машины периодически пытался подняться и запрыгнуть на препятствие. Но вот машины поравнялись, все оказались внизу.

Пошел последний подъем перед нашей закладкой топлива. У меня уже давно топливо якобы закончилось по приборам, на чем едет машина – непонятно.

И вот прошли подъем, наверху вновь увидели оленей.

Олени на Северном Урале

Дальше начали объезжать гору Отортен и в какой-то момент до отмеченной точки наверху осталось совсем близко. Останавливаемся и решаем идти на Отортен.