Отортен

Ворота ОтортенаНа обратном пути от плато Маньпупунер мы остановились у западного склона горы Отортен. Еще прошлым вечером у нас был спор, большинство не хотели терять время на эту гору. Им хотелось скорее к цивилизации, к семьям. Но когда, уже на месте я сказал команде, что до вершины Отортена по прямой всего около двух километров. Олег и Серега сразу сказали: «Идем». Регина уже давно порывалась туда пойти, само собой, и я хотел подняться на эту гору. Сергей тоже решил пойти на Отортен, хотя вчера не поддерживал эту идею. Но здесь, стоя практически в двух шагах от вершины, видимо, и он не смог удержаться. Всего на гору пошло пять человек, остальные остались отдыхать в машинах или на земле. Стояла жара, но на этой высоте всех обдувал ветер.

Гора Отортен имеет и другое название, известное среди туристов, как гора Мертвецов. Пока я готовился к походу, прочитал разную информацию. Люди писали, что гора Отортен имеет священное значение у манси и её название переводиться, как «не ходи туда». Кроме того, на горе стоят ворота Отортена, пройдя через них, человека ждет страшная и мучительная смерть. Если же женщина пройдет через эти ворота, то манси убьют её. В общем, много всякой суеверной чуши понаписали люди, верящие в мистику.

На самом деле, название горы Отортен, на мансийском Лунт-Хусап-Сяхыл переводится, как Гора гусиного гнезда, из-за располагающегося к югу у подножья горы озера Гусиного гнезда. Из этого озера начинается река Лозьва.

Название с гусем связано с легендой манси, они верили или верят, что во времена великого потопа в этом озере выжил один единственный гусь.

Отортен получил свое такое название по ошибке от рядом расположенной горы Вот-Тар-тан-Сяхыл, её перевод «Гора, пускающая ветер» или Ветряная гора.

Я не знаю, какая из гор пускает ветер, но поднимаясь на Отортен, ветер все усиливался.

Итак, первыми в гору пошли мы с Региной, чуть позже нас догнали Серега, Олег и Сергей.

Отортен

У меня были координаты ворот Отортена, которые находились на одной из вершин горы.

Перепад высот был такой: машины стояли на высоте 880 метров, самая высокая точка горы – 1234 метра, т.е. 354 метра. Сложность была, в том, что подъем был не постоянно одинаковый. Он то становился пологий, то превращался в ступеньки, по которым приходилось практически карабкаться. Чем выше поднимались, тем больше было курумника.

Ребята быстро догнали и перегнали, ушли с отрывом. Сергей снова меня удивил, он с трудом шел к плато Маньпупунер и обратно, здесь же он на равных шел со спортсменами. И вскоре мы практически перестали их видеть.

Отортен

Поднявшись на одну из последних ступенек, перед нами открылись стены Отортена – скальник, местами просто торчащий из земли кусками, а местами образующий стену. Возможно, это тоже вызвало у манси сходство с гнездом гуся.

Ребята пошли на штурм горы напрямую, у меня навигатор показывал, что ворота Отортена правее, поэтому мы с Региной пошли по более пологому подъему.

Поднялись между камней и увидели ворота Отортена, к ним мы и пошли.

На вершине горы Отортен есть больше плато, и то тут, то там торчат скальные выступы. Есть некоторое сходство с городом и улицами. На соседней горе есть что-то похожее, но в меньшем количестве, если смотреть с Отортена.

Когда мы дошли до ворот Отортена, ветер просто сбивал с ног, друг друга не было слышно, даже если кричать. Не думаю, что здесь всегда так, вдали над горами виднелась дымка, скорей всего, это было к смене погоды.

Вид с Отортена

Мы оба прошли через ворота Отортена, ничего не случилось ни сразу, ни потом. Тут нас нашел Сергей, сфотографировались с ним у ворот. И пошли дальше гулять по горе.

Ворота Отортена

Серега и Олег убежали дальше, мы стали искать, откуда бы мы могли увидеть озеро Гусиного гнезда.

Вначале я пошел на север, здесь просто красивый вид на горы Северного Урала, как впрочем, и с любой стороны вершины Отортена.

Вид с Отортена

Потом мы втроем пошли на юг, здесь обнаружили сани, вот это сильно удивило нас, неужели зимой кто-то смог заехать сюда.

Пройдя к южной стороне Отортена, мы увидели озеро, спуск к нему – крутой курумник. Около озера кто-то был, как потом мы узнали, это были тоже автотуристы.

Озеро Гусиного гнезда

На западе горы виднелся самый большой скальник и, конечно же, там, мы увидели Олега и Серегу.

Отортен

Все, после этого начали спуск обратно, в этот раз шли потихоньку, понижая высоту и обходя гору.

Цветок на Отортене

Вид с Отортена

Спустились достаточно быстро, пока ждали Олега и Серегу, успели перекусить и рассказать остальным наши впечатления.

Отортен

Ребята спустились гораздо позже, они обошли Отортен полностью, единственное, не спустились к озеру. Но это к лучшему, иначе ждать бы их пришлось еще несколько часов.

Все на месте и готовы ехать дальше, еще одна достопримечательность во время нашей экспедиции по Северному Уралу посещена. От Отортена остались приятные впечатления, никакой мистики, просто красивые виды.