Отортен – Уфа

Перевал ДятловаСходили на гору Отортен и теперь объезжаем её с запада на восток по северному склону. И вот долгожданный спуск и ручей. Бежим с Радисом за канистрами и начинаем заливать. Остальные, судя по всему, занимаются тем же. Ну и упаковываем пустые канистры наверху, рядом с запасками и оторванным стабилизатором.

Когда все готовы, тронулись снова в путь, теперь уже только вперед, до болота сложностей не предвиделось.

Отортен - Уфа

Издалека виден Отортен, вот мы проехали место, где стояла сломанная 80-ка ребят из Екатеринбурга, порадовались за них, что они отправились домой.

80-ка Виталия рвет тоже одно колесо об камень, хотя особо острых камней я не заметил. Видимо, сказался общий износ резины. Пока одни меняют колесо, другие отдыхают. Поменяли, едем дальше.

А вот то место, где перевернулась ТЛК78. В этот раз эта машина просто увязла в болоте. Штурманы 80-ок пошли искать лучший путь, оказалось, что по верху по кустам машины достаточно легко проезжают. Что мы и сделали.

Отортен - Уфа

Потом я развернулся, штурманы размотали трос, удлинили и вытащили ТЛК78.

Во время этого процесса мы в очередной раз встретили пеших туристов. Но они были не в настроении и просто быстро прошли мимо.

Все машины снова вместе, едем дальше. Осталось совсем немного до перевала Дятлова. Ну, по крайней мере, ощущения именно такие. У всех открылось второе дыхание, цель ясна. А еще и погода подгоняет, небо начало заволакивать тучами.

Отортен - Уфа

Проезжаем курумник, урочище Поритайсори. ТЛК80 Виталия едет первой, впереди всех. Все сильнее отрываются, ребята хотят, чтобы у них было время сбегать к первым водопадам, посмотреть потерянную футболку Сереги.

У них это получилось, они доехали до ручья первые и гораздо раньше нас. В один момент я сел в колею, гранаты хрустят. Радис помог выбраться и направил по другой дороге.

Перевал Дятлова

Добрались до машины Виталия, ребята у водопада, сзади нас подпирает ТЛК78 Сергея. Они остаются ждать ребят, мы едем дальше, решили ждать их у перевала Дятлова.

Приезжаем гораздо раньше остальных, ждем, отдыхаем. Подъехала ТЛК78, следом ТЛК80.

Шутим с Артемом, предлагаем здесь встать, а он уже чувствует, что его УАЗик рядом и готов бежать к нему.

Все мы снова вместе, осталась финишная прямая до УАЗика.

Отортен - Уфа

Первым снова едет Виталий, отрывается очень сильно. Следом я. Потом Сергей. Небо все темнее. Становится понятно, что будет дождь и белой ночи в этот раз мы не увидим.

Заезжаем в лес и болото в кедровнике уже в темноте.

Все устали, но едем аккуратно.

И наконец-то вот он УАЗик в лесу, добрались поздно ночью, под крапающий дождь.

Теперь только спать. Мы отключаемся прямо в машине, остальные вроде бы ставили палатки.

За этот день 10 июля проехали 37 километров. Еще ходили пешком на Отортен и обратно.

Утром все очнулись, создалось ощущение, что я как уснул так и проснулся в одном положении, не двигался во сне. Но проснулся отдохнувшим. Увидел, что Юра идет с инструментами к УАЗу, чтобы будить Артема и начать работы.

Этот день 11 июля был дневкой, так как весь день чинили УАЗ.

Чинили в основном Юра и Артем, иногда Радис, а остальные периодически подходили, когда требовалась помощь.

УАЗ подняли перед лебедкой наверх за дерево, подставили два хайджека и бревна. Сдвинули коробку передач, но главная проблема была достать глушитель, ну и потом поставить его обратно. Вроде те люди, что собрались у нас в команде, не криворукие, но без мата этот процесс было не реально сделать. Я в очередной раз с благодарностью вспомнил инженеров Патриота.

Ремонт УАЗ Патриот в лесу

Еще было незадача со сцеплением. Такого я вообще не ожидал. Сцепление от Патриота не подходит на Патриот, пришлось сверлить дополнительное отверстие.

Ремонт сцепления УАЗ Патриот

Пока все это делалось, Регина готовила кушать, например блинчики. Мы сыграли в нарды с Серегой и Радисом. Олег и Саня играли на гитаре. В общем, кроме Артема и Юры, все отдыхали.

Отортен - Уфа

Я сходил к закладке за бензином, залил в бак и перелил в металлические канистры. Долил декстрона в АКПП. Повозился с замком задней двери.

Ravenol в ТЛК80

Серега с ребятами начал ремонтировать ТЛК78 Сергея, они вытянули погнувшуюся стойку, починили зеркало, наладили дверь. Машина вновь полностью в хорошем состоянии, только без заднего бокового стекла.

Была еще проблема, что не было воды здесь, ближайшая – в избушке в кедровнике. Но туда ехать далеко, поэтому Виталий, Серега и еще несколько человек ходили в лес искать воду по картам. Оказалось, что отмеченных ручьев на самом деле нет. Но зато Серега нашел кедровые шишки с еще не до конца спелыми кедровыми орешками. Он принес всего парочку шишек, поэтому я взял навигатор и мы пошли снова искать.

Навигатор я взял, потому что ребята чуть не заблудились и, действительно, чуть уйдя в лес, перестаешь понимать, куда идти. Дремучий лес обступает тебя со всех сторон, тропа позади тебя утопает во мху и исчезает. Вот она – уральская тайга.

Шишки мы нашли, только старые, уже погрызанные, но зато благодаря навигатору, вернулись без проблем.

И вот УАЗ Патриот готов, Артем проверил, он действительно едет.

Солнце уже садится, но надо ехать.

Отортен - Уфа

Понеслось, едем по лесу, тут уже все время спуск. Останавливаемся у закладки с топливом Артема, загружаем ему.

И вот она – избушка в кедровнике.

Все собрались ехать дальше. Но Артем сказал, что дальше ехать не может, сил уже нет. Видимо, сказывался день, проведенный с УАЗом. Обидно, но что ж делать. Ребята из Москвы полны сил, отправляю их дальше. Уфимцы остаются у избушки ночевать.

На всякий случай прощаемся, но еще надеемся догнать москвичей в Вижае. Ведь им надо переодеть резину и погрузить в прицеп вещи.

По идее, осталось самое простое. Ребята уезжают, мы ложимся спать.

За 11 июля прошли всего 7 километров.

Утром, практически как проснулись, сразу в путь.

После бродов встречаем мотоциклиста, он один едет на перевал Дятлова. Спрашивает у нас, как дорога. Уже говорит, думает развернуться, так как один и боится дождей. Оказывается, здесь уже шли дожди, пока нас не было. Мы убедили, что дальше все в порядке, прощаемся и едем дальше.

Отортен - Уфа

На базе Ильча стало еще больше техники.

Броды прошли без проблем, если вода и поднялась из-за дождей, то не намного. Ребята, которые проехали здесь через неделю, утопили машины.

Патриот в брод

Река Вижай

Так что нам снова везет с погодой, едем по ровной грунтовке. Здесь, после одного из бродов, на УАЗе пропадает зарядка аккумулятора и он садится.

Артем меняет аккумулятор, поправляет гофру шноркеля – она у него слетела, и едем дальше. У меня одна цель – скорее добраться до Ивделя и отремонтировать машины.

Отортен - Уфа

Меня беспокоят генератор УАЗа, гранаты и АКПП на моем ТЛК80.

Добрались до Вижая, подъезжаем к турбазе, москвичей нет.

Сторож отдает нам продукты, которые они оставил. Овощи мы оставляем сторожу, их было еще очень много.

Оказывается, ребята приехали ночью, сразу стали менять резину и перекладывать вещи и, не отдыхая, поехали дальше. Все это несколько часов назад.

Прощаемся и едем в Ивдель. Но пришлось встать раньше.

Отортен - Уфа

УАЗ Патриот поехал в Ивдель, а мы с Радисом начали возиться с задними тормозами на выезде из Полуночного. У меня заклинили задние суппорта и полностью стерлись новые колодки. Теперь сзади по тормозному диску тормозит металл. Вновь загорелась лампочка перегрева АКПП. Лампочка овердрайв мигает от самой Стены. Запасные колодки есть в запасе, ставим их. И думаем, что может быть с АКПП.

Самодиагностика АКПП не помогает, решаем ехать дальше. С новыми колодками машина едет полегче. Добираемся в Ивдель.

Все сервисы закрыты, поэтому направляемся отмечаться в МЧС.

Там спасатель отмечает нас, говорит, что звонила моя жена. Паниковала, потому что я давно должен был вернуться. Я говорю, что это странно, так как моя жена была все время со мной, а выехать с маршрута мы должны были гораздо позже. МЧСник говорит, что он так и объяснил ей. Кроме того, оказывается, в Ивделе уже пару дней идет дождь. Тут я лишний раз убедился, что не зря выбрал этот темп нашей экспедиции к плато Маньпупунер.

Артем уже добрался до кафе на выезде из Ивделя, мы подъезжаем туда же.

Он едет искать сервис в городе, мы снова ковыряемся с тормозами и колдуном.

Отортен - Уфа

Он нашел местных мастеров, которые поменяли ему диодный мост, зарядка пошла. Мы медленно едем в Серов.

Добрались туда ночью, через час к нам приехал Артем и Оля. Все легли спать в машинах, прямо перед воротами автосервиса грузовых машин.

За 12 июля прошли 218 км, ребята из Москвы доехали гораздо дальше – до Перми.

Утром проснулись от шума грузовой техники, Артема попросили убрать Патриот так как он мешал проезду. К тому моменту, как я полностью очнулся, Радис уже сходил, договорился с сервисом.

В нем нам слили эмульсию из мостов и залили трансмиссионное масло Ravenol 75W90. Еще выправили реактивную тягу, насколько это возможно в данных условиях. Электрика и диагноста у них не было, поэтому, на этом все.

Отортен - Уфа

Делал нам все это молодой мастер, разговорившись с ним, оказалось, что он из Лысьвы. И что именно его отец Чагачкин Анатолий Степанович создал аллею с памятниками, ради которой мы, да и многие другие туристы, заезжают в Лысьву.

После нас на замену трансмиссии заехал УАЗ Артема.

Мы из-за проблем с АКПП и тормозами ехали медленно, поэтому, сразу поехали дальше в сторону дома.

Отортен - Уфа

Североуральск – Серов – Нижний Тагил, ближе к Екатеринбургу пошел сильный ливень, выехали на трассу Екатеринбург-Пермь Р-242. Все это знакомо.

Единственный новый участок маршрута был от трассы Р-242 Нижние Серги – Арти – Бараба – Малая Тавра – Русская Тавра, здесь был продолжительный участок гравийки ужасного качества. Но и, кроме того, заметили несколько достопримечательностей, которые мы посетим в будущем вместе с детьми.

От Русской Тавры едем дальше в Большеустикинское, рядом виден памятник сподвижникам Салавата Юлаева. Дальше множество интересных мест: Месягутово – Янгантау (санаторий)Кургазак (родник) – Малояз (музей Салавату Юлаеву) – поворот к Идрисовской пещере – Кропачево и вот мы выехали на трассу М5.

За 13 июля прошли 647 км.

Теперь Сим – Аша – Уфа. Подъезжаем к Уфе, снова ливень, все в лужах. И вот мы дома.

Артем с Олей ехали все время рядом, то отставали, чтобы отдохнуть, то догоняя нас. В итоге они домой приехали на полчаса раньше.

Наша экспедиция по Северному Уралу «Тайны Урала 2016» закончена.

За 14 июля уфимские экипажи прошли 262 км.

Московские экипажи добрались до дома к 9-00 утра по Москве.

3 комментария

1. Цитирую: “На базе Ильча стало еще больше техники. На островке на реке Ушма, идет новая техника. И все это в Ивдельском заказнике, куда туристам проезд запрещен.”.

На самом деле – это не так. Согласно постановлению об Ивдельском заказнике, туристам туда можно, даже на технике. Более того, в постановлении даже маршрут прописан до перевала Дятлова (см. О СОЗДАНИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ “ЛАНДШАФТНЫЙ ЗАКАЗНИК “ИВДЕЛЬСКИЙ”).

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2013 года N 761-ПП

2. Нас заранее предупредили, если вас остановят будет штраф. Но если сейчас это Постановление работает, то я очень рад. 🙂