Гора Ак-Тюбе

Гора Ак-ТюбеВ 2013 году у меня появилось желание пройти маршрут Аша – Красный ключ, не по асфальту, а напрямую. После этого было несколько попыток.

На первую попытку Аша – Красный ключ собралось около 10 машин. Из Аши мы проехали в Точильный и оттуда пересекли вброд речку Аша и поехали через хребет Каратау. Проехали мы достаточно много, но маршрут не прошли.

Вторая попытка была Аша – Сарва, так как выехав к Сарве, дальше можно было бы добраться до Красного ключа, этот путь уже известен. По этому маршруту ездило уже 6 машин. Старт был такой же, как и в прошлый раз: Аша – Точильный – брод реки Аша. Но в этот раз мы попытались преодолеть хребет Каратау западнее, чем в прошлый раз. Проехали достаточно много, но не хватило времени и уверенности в правильном направлении, чтобы завершить маршрут.

Третья попытка началась с Красного ключа и цель была доехать до Первомайска, а потом уже искать путь через хребет Каратау. По этому пути поехало всего три машины. Мы изначально выбрали неверный путь и поэтому просто рубились в районе Красного ключа, так и не доехав даже до Первомайска.

Четвертая попытка была без меня, поэтому отчета нет. Но, судя по рассказам участников, она была очень похожа на третью.

И вот, прошло уже 4 года, мы попробовали в пятый раз проехать маршрут.

Учитывая прошлые попытки, основная сложность была в преодолении хребта Каратау. У нас были точки, до куда мы доезжали со стороны Аши. Поэтому были проработаны несколько возможных маршрутов по спутниковым и генштабовским картам.

Чтобы не терять времени, в этот раз решили выезжать сразу из Сарвы как ближайшей точки к хребту Каратау.

Собралось три машины: Land Cruiser 80 (я, Саня Кислов, Саня Шалай), Land Cruiser 80 (Саня Романов, Рашит), Patrol (Саня Устименко (Хаос), Артур Алмасов, Ксения). Хаос участвовал во всех предыдущих попытках пройти маршрут.

Из-за того, что было четыре Сани, везде буду писать фамилии или ники. А так как нас было два Артура, буду писать Артур, там где имею ввиду не себя.

В пятницу вечером два ТЛК80 приехали в Сарву. Посидели, покушали, пообщались и легли спать. И тут приехал Патрол. Поэтому снова посидели, пообщались и заново легли спать. Потому что наутро был запланирован ранний подъем.

В Сарве

С утра собрались и поехали по хорошей дороге в сторону Первомайска. Но доезжать до него нам было не нужно. Свернули на дорогу в сторону Каратау.

Дальше было много глубоких луж, проехали мимо вагончика и какой-то техники лесозаготовщиков. Дорога шла дальше, ехать было очень легко, местами были видны следы стокового УАЗа.

Так и ехали: мой ТЛК80 первый, за мной Патрол Хаоса, замыкал нас ТЛК80 Романова.

Первым застрял я, в густой грязи. Вылез Кислов из машины и с помощью его советов выбрались и объехали это засадное место. Остальные проскочили его без проблем.

К горе Ак-Тюбе

ТЛК80

Пока ехали, видели несколько поворотов в лес, один из которых – альтернативный вариант, который мы проверим в будущем.

Добрались до горной речушки и перед ней свернули направо, здесь был небольшой подъем с густой грязью. С нескольких попыток забрались без лебедки. Там стоит домик, скорей всего, охотников или лесорубов. Оказывается, нам туда было не нужно.

ТЛК80Ищем путь к горе Ак-Тюбе

Вернулись к речке и, переехав ее, поехали дальше.

Горная речка

Стали часто попадаться поваленные деревья поперек дороги, Кислов взялся за бензопилу, Шалай, Артур и я помогали.

Расчищаем путь

Примерно через два с половиной километра свернули с хорошей лесной дороги. Направились круто вниз к ручью, аккуратно переехали его по камням на противоположный берег. Дальше с нескольких попыток все забрались на крутой склон. Он был весь заросший высокой травой, под которой абсолютно не видны большие скользкие камни.

ТЛК80 подъезжает к ручью

ТЛК80 в ручье

Патрол выезжает из ручья

ТЛК80 едет по ручью

Потихоньку пробираясь через траву, мой ТЛК80 слегка прилег на левый бок. Точнее, на силовой порог, без него скорей всего, лег бы на дверь. Оказалось, что в траве шла размытая канава и именно в этом месте она оказалась глубокой. Выскочить никак не получалось. Поэтому помогла лебедка.

ТЛК80 на боку

Тянем трос лебедки

Как только отъехал ТЛК80, ребята заметили лужицы красной жидкости. Сразу возник вопрос: декстрон из АКПП (все-таки менял недавно) или антифриз. Открыли капот, стало видно, что потек антифриз. Да и температура двигателя поползла вверх. Тек антифриз, опять в стандартном месте, там, где патрубки подходят к тройнику и в печку. Когда ездили по Мангышлаку, сломалась одна часть тройника, теперь другая. Патрубки запасные я всегда вожу с собой, Кислов соединил напрямую без сломанного тройника, долили лиловый антифриз Ravenol. Поместилось около 6 литров и поехали дальше. Романов и Хаос проехали чуть правее и не засели, как я.

Чиним машину

Заливаем антифриз Ravenol

После этого ехали по траве и кустарнику высотой в рост взрослого человека, частенько упирались в деревья. Некоторые перекрывали путь сверху, некоторые снизу. Как такое случалось – Кислов брался за бензопилу.

Едем к горе Ак-Тюбе

Расчищаем дорогу

Потихоньку забирались все выше и дорога становилась виднее, так как в грунте все больше стали попадаться камни и все меньше травы. На одном из поворотов Артур сходил посмотреть дорогу. Вернулся и говорит, там за поворотом крутой подъем, камни и мох. Довольно сложно будет подниматься.

ТЛК80 забирается на гору Ак-Тюбе

Я подумал, что это все ерунда и поехал. Забрался сколько мог, а потом колеса стали пробуксовывать на камнях и машина откатываться назад. Один раз даже заглохла, когда я с D не успел перевести в R. Тут все несколько раз лебедились и потихоньку поднимались все выше.

Патрол забирается на гору Ак-Тюбе

В один момент у меня лебедка перестала работать, пришлось менять батарейку в пульте.

Меняем батарейку в пульте лебедки

Пока сидишь в машине, как-то не особо воспринимаешь крутизну склона. Я вышел и убедился, что склон-то действительно крутой. Ребята напомнили мне про Стену по пути на плато Маньпупунер. Типа смысл туда ездить, у нас рядом ничуть не хуже стена.

ТЛК80 забирается на гору Ак-Тюбе

Подъем стал чуть более пологий, появился кустарник и трава. Колеса на них проскальзывали, приходилось проезжать с разгоном. А если останавливался, начинать надо все с начала.

ТЛК80 на горе Ак-Тюбе

Патрол на горе Ак-Тюбе

Но останавливаться приходилось, так как были камни, бревна. Какие-то получалось перепрыгнуть на скорости, другие Кислов пилил. Больше всего я опасался того, что на скорости наткнусь на сучок и придется менять колесо. Но ехали аккуратно и поэтому благополучно забрались на самый верх.

Чистим дорогу

Судя по карте, мы забирались на гору Ак-Тюбе и заехали на её вершину – самую высокую точку хребта Каратау. Она очень похожа на остальные вершины хребта. Во время второй попытки пробиться по этому маршруту мы забирались на подобную вершину. Те же сухие торчащие деревья, камни, высокий кустарник. Кстати, до той вершины нам было всего полтора километра по прямой, но по прямой – это густая уральская тайга.

Вид с вершины горы Ак-Тюбе Вид с вершины горы Ак-Тюбе Вид с вершины горы Ак-Тюбе Вид с вершины горы Ак-Тюбе

На вершине Ак-Тюбе постояли, попили чаю и поехали дальше.

Отдыхаем на вершине горы Ак-Тюбе

Но не по треку, который я запланировал, а по дороге вниз, так как выглядела она наезженной.

Опять ехали по высокой траве, объезжая деревья. Потом был крутой склон вниз по камням. И мы добрались до развилки. Кислов сходил прямо, там камни, как он сказал, по капот. Поэтому поехали налево в болото, которое находится прям на склоне горы Ак-Тюбе.

Спускаемся с горы Ак-Тюбе

Засел я там практически сразу, так как лысые колеса ни за что не цеплялись, а просто скользили. Поэтому лебедились раза три.

ТЛК80 в болотеТЛК80 в болоте

В конце Кислов и Шалай натянули трос, корозащитку и удлинитель Такелаж+ и вот машина снова на жестком грунте. Две другие машины вроде прошли этот участок быстрее, все-таки экстрим резина с живым протектором – это хорошо.

Лебедимся

В болоте

Поехали дальше вниз и уперлись в ручей, штурманы и водители выложили камни, чтобы машины могли проехать. А потом преодолели и это препятствие.

Ручей гора Ак-Тюбе

Делаем дорогу для машин

ТЛК80 проходит ручей

Патрол проходит ручей

После ручья осталось только подобие дороги. И чем дальше, тем хуже.

ТЛК80 в лесу

Лесная дорога

Поваленные деревья приходилось пилить практически постоянно, несколько часов ребята пилили и убирали бревна с пути.

Расчищаем дорогу

Таким образом, расчистили 500 метров новой дороги. Параллельно постоянно ходили в разных направлениях по лесу и искали, где бы лучше проехать. Но слева тек Банный ключ, справа – большой уклон и еще больший бурелом, поэтому, продвигались вперед в сторону впадения ручья в Ашинку. До этого места по прямой было около 2 километров.

Смотрим карты

Я, Кислов и Шалай пошли на разведку. Шли по тропе, которая становилась все лучше, около получаса. Тропа, кстати, никогда не видела человека, потому что следы на ней были только лосей. Когда стало понятно, что мы пешком-то не дошли до поляны, с которой начинается дорога, что уж говорить о машинах, вернулись обратно. Пилить и ехать, конечно, можно, можно было бы проложить новую дорогу. Как сказал Кислов: “Могу пилить, строить мосты, но только времени надо гораздо больше, хотя бы пару недель и людей с бензопилами тоже больше”.

Ищем путь

Поэтому не хотя, особенно Романов, развернулись и поехали обратно на вершину.

Решаем, что делать дальше

Теперь уже порядок был такой: ТЛК80 Романова, Патрол Хаоса и мой ТЛК80.

До болота все прошли нормально, только я один раз застрял и Кислов размотал трос лебедки.

Зато в болоте завязли все и лебедились. Передо мной грунт размесили жутко, так что пробовать ехать самому был не вариант. Кислов и Шалай растянули трос лебедки, удлинитель Такелаж+ и все болота я проехал на лебедке. Один момент начали дымиться и плавиться провода, дали передохнуть и снова поехали.

Патрол вытаскивает ТЛК80 из болота

ТЛК80 в болоте

На вершину Ак-Тюбе забрались легко, я хотел встать лагерем здесь, много дров, ветрено и поэтому нет слепней и мошек. Заодно утром можно было бы исследовать другой путь. Но Романов хотел ехать дальше и проверить альтернативный маршрут, пусть ночью.

Вершина горы Ак-Тюбе

ТЛК80 на горе

Я нормально езжу ночью, а тем более, если у людей есть большое желание, почему бы не поддержать. Поэтому, продолжили наш путь обратно.

Вниз по крутому склону было страшновато спускаться, нога все время на тормозе и машину все-равно тащит вниз. Отпускаешь тормоз – начинает набирать скорость, поэтому, отпустишь, подрулишь и снова жмешь на тормоз. Очень повезло, что не было дождя, потому что в этом случае спуск бы был бы со страховкой и в разы дольше.

А так мы аккуратно спустились, проехали через высокую траву, спустились к ручью, поднялись и потихоньку добрались до горной речушки, у которой в самом начале не туда свернули.

Тут уже было недалеко до поворота на альтернативный маршрут. Романов устремился туда. Мы потихоньку за ним. Дорога обычная лесовозная.

ТЛК80 Романова проскочил большую лужу ходом, Патрол Хаоса и мой ТЛК80 застряли и лебедились. К тому моменту, как мы выбрались из лужи, стало совсем темно, пошел дождь. Вернулся Романов и сказал, что дальше дорога еще сложнее и если уж мы застряли в этой луже, то дальше нам делать нечего.

Патрол вытаскивает ТЛК80 из лужи

Он с Рашитом решил ехать домой, мы решили поставить лагерь у речушки. Там было много дров и чистая вода. Через лужу снова все лебедились, в том числе, ТЛК80 Романова.

Попрощались и они с Рашитом уехали, мы поставили лагерь у речки. Долго сидели у костра, было общение, шашлык и другая еда. Обмен впечатлениями и планы на следующую попытку пройти маршрут Аша – Красный ключ. Хаос хотел с утра съездить в Атамановку покупаться.

Рано утром Артур развел костер, вскипятил чай, а потом начал будить всех. Проснулись,начали готовить еду и в этот момент пришел Романов. Все были сильно удивлены, он сказал, что у них машина заглохла в километре до хорошей дороги. И больше не заводится. До нас его километров 9-10 довезли местные, остальное он прошел пешком.

В лагере

Речка

Все покушали, собрались и поехали. Патрол и ТЛК80 прошли обратно не застревая. Добрались до ТЛК80 Романова, где нас ждал Рашит. Зацепили ТЛК80 динамикой Такелаж+ Pro Securа за Патрол. Хаос аккуратно дотащил машину до дороги на Сарву.

Рашит цепляет стропу

Начали разбираться, в чем же дело: свечи сухие, стартер уже не крутит, пробовали закачать бензин в карбюратор, но ТЛК так и не завелся.

Пытаемся починить ТЛК80

Поэтому, решили тащить машину до Уфы. Накачали колеса и Хаос потащил Романова в сторону Сарвы, а потом и Уфы.

Качаем колеса

Качаем колеса Патрол тащит ТЛК80

До Сарвы мы добрались вместе, потом я решил показать Кислову и Шалаю озеро Сарва. Съездили к нему, по пути все сильнее был слышен скрежет.

Озеро Сарва

Диагноз: умерли тормозные колодки, запасных с собой нет. Поэтому поехали в Уфу так. Чтобы не слышать скрежет, включили музыку погромче. Чтобы не пользоваться тормозами, включил круиз-контроль и им регулировал скорость.

Доливаю тормозную жидкость Ravenol

Кое-как уже после Красной горки догнали Патрол и ТЛК80. Не знаю, с какой скоростью они ехали, но дальше по трассе наша колонна ехала 60-80 км/ч.

До Уфы добрались, ТЛК80 Романова Хаос потащил в Мегасервис. А я, Кислов и Шалай поехали домой.

В Уфе

Несмотря на то, что в очередной раз мы не прошли маршрут Аша – Красный ключ, выходными я доволен. Во-первых, проверили еще одно направление, во-вторых, мы все-таки преодолели хребет Каратау и посетили вершину горы Ак-Тюбе.