Алтын-Эмель

Алтын-ЭмельЕсть в Казахстане большой национальный парк – Алтын-Эмель. Именно в него мы и поехали после того, как не смогли добраться до водопада Бурхан-Булак через перевал Капальский извоз.

Проехали снова через Талдыкорган, Pajero Sport все ещё ищет сервис. Мы в город не стали заезжать, так как была вероятность получить штраф за грязную машину, а она у нас была грязная. Дальше поехали по предгорью Джунгарского Алатау. Маршрут такой: Карабулак, Коксу, Когалы, дорога красивая, так как идёт рядом с горами. Но ужасного качества, поэтому, средняя скорость 30-40 км в час.

Стемнело и фары высветили куропаток и белую сову. После села Алтынемель ушли в сторону национального парка и уже ночью проехали какой-то горный серпантин. Вскоре после него сворачиваем в сам национальный парк Алтын-Эмель.

Пока ехали, перед машиной пробегали зайцы и черепахи. И вот мы добрались до шлагбаума к 11 вечера и легли спать.

На следующий день началась вторая неделя путешествия по Казахстану. Восьмой день начался для наших экипажей по-разному. Экипаж из Екатеринбурга проснулся в Талдыкоргане и занялся ремонтом машины. Наш экипаж из Уфы проснулся на одном из кордонов национального парка Алтын-Эмель.

Кордон Алтын-Эмель

Когда мы проснулись и умылись в небольшом фонтанчике, к нам подошёл работник парка и сказал, что нужно получить пропуск в офисе в селе Басши. Это село мы проскочили ночью, поэтому пришлось возвращаться обратно.

Вода на кордоне

Здание офиса – недавно построенное и красивое, рядом зеленый парк. Я пошёл оформлять пропуска, а Регина осталась общаться с гидами.

Офис нацпарка Алтын-Эмель Офис нацпарка Алтын-Эмель Офис нацпарка Алтын-Эмель

Передо мной оформляла пропуска группа туристов из Екатеринбурга. Кроме оформления пропусков, еще купил журнал со схемой парка. В дополнение к ней инспектор, который выдавал пропуска, нарисовал подробную схему от руки, где указал все доступные достопримечательности.

Национальный парк Алтын-Эмель с одной стороны ограничен рекой Или. И в него есть всего два въезда. Один – тот, через который въехали мы. Второй – с автодороги А3 надо свернуть в Шенгельды и вдоль Капчагайского водохранилища ехать до кордона.

Кроме того, есть три маршрута по национальному парку Алтын-Эмель. Два из них оказались доступны для нас. Третий нет, потому что он доступен только в том случае, если въехать через Шенгельды.

Третий маршрут включает в себя петроглифы Танбалытас и сакские курганы Бесшатыр. Писать про эти достопримечательности Алтын-Эмеля ничего не буду, так как, к сожалению, не посетили их. Но постараюсь в будущем обязательно побывать.

А вот про достопримечательности двух других маршрутов напишу.

Поехали по первому маршруту, для этого от офиса национального парка Алтын-Эмель снова вернулись к кордону, у которого спали и в этот раз по пропускам проехали дальше.

Дорога — хороший грейдер, единственное, сильно раздражала периодически возникающая гребенка. Но на скорости ехать одно удовольствие. Подвеска сглатывает все неровности, даже когда немного подпрыгивает машина. Кругом степь, очень похоже на то, как показывают фильмы про сафари. Жаль, что зверей мы мало увидели, только зайцы часто перебегали дорогу. Как нам позже объяснили инспектора, мы просто не заметили архаров и джейранов, но они точно были.

Алтын-Эмель Алтын-Эмель Заяц в национальном парке Алтын-Эмель

Проехали ещё один кордон, вновь степная дорога и вот мы подъехали к Поющему бархану. Эта достопримечательность стоит того, чтобы написать о ней отдельно.

У Поющего бархана

Сходив на Поющий бархан, поехали обратно в сторону кордона. По пути посетили туранговую рощу. Туранга – это разновидность тополя, в чем его особенность не знаю, но туранговая роща является одной из достопримечательностей Алтын-Эмеля. Могу предположить, что особенность туранги в том, что она растет даже в степи и полупустыне. Дерево невысокое, но зато у неё много раскидистых ветвей. И вокруг источника воды создается что-то вроде оазиса.

Туранговая роща Алтын-Эмель Туранговая роща Алтын-Эмель Туранговая роща Алтын-Эмель

Есть такой источник воды и в этой туранговой роще, называется он родник Чокана Валиханова. Назван в честь ученого-путешественника, который отдыхал рядом с этим родником во время своей экспедиции в девятнадцатом веке.

Родник Чокана Валиханова в нацпарке Алтын-Эмель Родник Чокана Валиханова в нацпарке Алтын-Эмель

Мы умылись теплой водой и поехали к следующей достопримечательности национального парка Алтын-Эмель.

Уже почти подъезжая к кордону, дорога проходит мимо несколько высоко торчащих из земли камней. Это – каменные стелы «Ошактас».

Каменные стелы «Ошактас» в национальном парке Алтын-Эмель

Есть два версии их образования. Первая – на них готовили еду в огромном котле для орды Чингисхана, когда они отдыхали в этом месте. Вторая – здесь зажигали большой костер и пускали дым, если появлялась какая-то опасность. Понять, какая из версий верная, мы не смогли.

Когда мы подъехали к стелам «Ошактас», на камнях грелась ящерица.

Ящерица в Алтын-Эмель

Проехали кордон и добрались до следующего со шлагбаумом. На этом мы закончили первый маршрут по Алтын-Эмелю. Его протяженность около 100 километров. Из достопримечательностей на нем мы увидели: Поющий бархан, туранговую рощу и родник, стелы «Ошактас».

После шлагбаума добрались до первого перекрестка, в этот раз мы свернули не в офис национального парка, а поехали по второму маршруту, который оказался протяженнее первого.

Вначале путь проходил через две деревни – Нурум и Актобе. Потом была развилка со множеством дорог. Выбрали одну и не угадали, приехали на ферму, где нам подсказали правильное направление, как дальше через степь проехать на нужную нам дорогу. Выехали на неё и опять гонка по степи, кстати, рекомендованная скорость здесь – 70 км в час, иначе можно вылететь с дороги. Но судя по тому, что я увидел, большинство ездят не больше 30. Мы старались придерживаться рекомендации.

Ферма Алтын-Эмель Алтын-Эмель

Добрались до семьсотлетней ивы, растущей на одном из урочищ Кольбастау. Огромное дерево растёт у небольшого ручья, кругом спутанные корни и ветви, некоторые размером с большие бревна, стоят на подпорках, а обхватить дерево могут несколько человек, взявшись на руки. На сайте национального парка Алтын-Эмель написано, что таких больших деревьев на территории нацпарка несколько и растут они у радоновых источников.

700-летняя ива в национальном парке Алтын-Эмель700-летняя ива в национальном парке Алтын-Эмель 700-летняя ива в национальном парке Алтын-Эмель 700-летняя ива в национальном парке Алтын-Эмель 700-летняя ива в национальном парке Алтын-Эмель

Рядом с деревом и ручьем стоит дом, в котором живут люди или дежурят служащие национального парка. Не совсем понятно.

Мы немного отдохнули в тени дерева на скамейке и отправились к еще одной достопримечательности – горам Катутау.

Скамейка под 700-летней ивой в национальном парке Алтын-Эмель

От семьсотлетней ивы до Катутау около 40 километров степной дороги.

И вот мы добрались до Катутау. Вокруг красноватые горы, довольно плавных форм. Это связано с тем, что они лавового происхождения, то есть образовались при извержении вулкана. По описанию здесь находилось два вулкана, сейчас уже, конечно, все спокойно и мы можем наблюдать только такие следы когда-то бурной активности.

Катутау Алтын-Эмель Катутау Алтын-Эмель

Мы остановились у небольшого красного холма, он весь как бы испещрен отверстиями. Рядом с ним было множество птичек, который разбежались при нашем появлении. Кроме птиц, выбежали и пару зайцев.

Катутау Алтын-Эмель Катутау Алтын-Эмель Катутау Алтын-Эмель Катутау Алтын-Эмель Катутау Алтын-Эмель Катутау Алтын-Эмель

Полазили по нагромождению древней застывшей магмы и поехали дальше. Последнее, что мы посетили в национальном парке Алтын-Эмель, были цветные горы Актау. Почему горы называются Актау (Белая гора) и при этом они цветные, я не понимаю.

Эти горы находятся на месте древнего моря. Подобное древнее море на территории Башкирии оставило Шиханы.

А здесь подъехав, мы действительно увидели горы всевозможных оттенков и цветов: красные, оранжевые, жёлтые, коричневые и чёрные. Неожиданно и красиво.

Актау Алтын-Эмель Актау Алтын-Эмель Актау Алтын-Эмель Актау Алтын-Эмель Актау Алтын-Эмель

Актау Алтын-Эмель

Мы добрались до места, где видимо располагаются люди с ночевкой, тут есть беседки и другие оборудованные места для отдыха.

ТЛК80 Актау Алтын-Эмель Актау Алтын-Эмель

Но ночевать мы планировали в другом месте, поэтому отправились обратно. И обратный путь занял гораздо меньше времени.

Протяженность второго маршрута около 170 километров. Мы посетили следующие достопримечательности: семьсотлетняя ива, лавовые горы Катутау, цветные горы Актау.

Итак, мы проехали два основных маршрута, на будущее остался еще один. Кроме того, в национальном парке есть еще пара достопримечательностей, не отмеченных на схеме и не включенных в туристические маршруты, их бы хотелось тоже посетить: водопад Снежный и пещера Унгуркора.

После Алтын-Эмеля нам надо было добраться до Чунджы и горячих источников.

Расстояние небольшое, всего около 200 км. К этому времени экипаж Pajero Sport отремонтировались и уже ехал в том же направлении. На машине заварили муфту и двигатель перестал греться.

Мы выехали из национального парка Алтын-Эмель, проехали еще километров 50 и дождались их. Дальше поехали вместе.